Интернет-круглый стол "Права человека в местах принудительного содержания"


24 июня 2008 года в 13 часов в Центре информационных технологий компании "Гарант" состоялся интернет-круглый стол
с участием председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по делам общественных объединений и религиозных организаций Попова Сергея Александровича, и.о. начальника научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний, доктора юридических наук, профессора Селиверстова Вячеслава Ивановича, доктора юридических наук, профессора, начальника правового управления Федеральной службы исполнения наказаний Филимонова Олега Вадимовича, члена Общественной палаты Российской Федерации, председателя Общественного совета при Федеральной службе исполнения наказаний Каннабих Марии Валерьевны.

Тема интернет-круглого стола: "Вопросы обеспечения прав человека в местах принудительного содержания в Федеральном законе "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания".

Интернет-круглый стол организован компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

Ведущий интернет-круглого стола — Царь Сергей Петрович (компания "Гарант").

Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наш интернет-круглый стол.

Разрешите представить наших сегодняшних гостей — Попова Сергея Александровича, председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по делам общественных объединений и религиозных организаций,  Филимонова Олега Вадимовича, доктора юридических наук, профессора, начальника правового управления Федеральной службы исполнения наказаний, Селиверстова Вячеслава Ивановича, доктора юридических наук, профессора, и.о. начальника научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний, Каннабих Марию Валерьевну, члена Общественной палаты Российской Федерации, председателя Общественного совета при Федеральной службе исполнения наказаний.

Уважаемые гости, позвольте поблагодарить вас за то, что вы нашли время прийти сегодня на наш интернет-круглый стол.

Тема сегодняшнего интернет-круглого стола: "Вопросы обеспечения прав человека в местах принудительного содержания в Федеральном законе "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания".

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Обеспечение этого обязательного требования, лежащего в основе конституционного строя России, должно быть защищено как государственным, так и действенным общественным контролем.

Необходимость законодательного регулирования осуществления общественного контроля за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания закреплена в ст. 23 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, согласно которой общественные объединения могут осуществлять контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания на основании и в порядке, предусмотренными законодательством Российской Федерации, а также в статье 38 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и других нормативно-правовых актах, действующих в данной сфере.

10 июня 2008 года Президентом Российской Федерации подписаны Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания",   Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации", а также Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".

Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" направлен на преодоление закрытости мест, где содержатся заключенные, исходит из необходимости восстановить и развить в условиях современного права и с учетом современных потребностей различные формы общественного контроля не только за следственными изоляторами и учреждениями, но и за местами административного  или дисциплинарного задержания и ареста, изоляторами временного содержания, центрами временной изоляции для несовершеннолетних нарушителей, так как наиболее серьезные нарушения прав человека в России в настоящее время происходят в местах принудительного содержания.

В ходе интернет-круглого стола планируется обсудить причины и тенденции, повлекшие принятие данного закона, возможность дальнейшего совершенствования законодательства в сфере обеспечения прав человека в местах принудительного содержания, а также формы общественного контроля и гарантии его осуществления.

К моменту начала конференции поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашим уважаемым гостям.

Ведущий: Разрешите предоставить слово Попову Сергею Александровичу для того, чтобы он рассказал об основных положениях данного Федерального закона.

Попов С.А.: Спасибо! Настоящий Федеральный закон — весьма важный нормативно-правовой акт. Он представляет собой следующий серьезный шаг в развитии института гражданского общества, открывает дорогу новой системе общественного контроля в нашей стране. До этого времени идея общественного контроля достаточно широко была прописана в Федеральном законе "Об Общественной палате РФ", и очень сжато, очень коротко в Законе "Об экологическом контроле". На сегодняшний день мы находимся на этапе, когда предстоит выполнить очень важное поручение Президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева с точки зрения расширения возможности общественности в выполнении контрольных функций. Этот Закон имеет большую историю. Первая попытка написания закона относится к 1998 году. В 1999 году был предложен еще один вариант закона, который Государственная Дума РФ отклонила. И, наконец, появилась новая редакция Федерального закона, которая была рассмотрена в первом чтении в сентябре 2003 года. Нам пришлось работать более 4 лет для того, чтобы создать текст закона, который можно было бы принять во втором, или третьем чтении. Параллельно с этим Законом было принято еще два закона. Это поправки к Федеральному закону "Об Общественной палате" и к Федеральному конституционному закону "Об Уполномоченном по правам человека РФ". Сейчас готовится еще один проект закона, который будет вносить изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях и Уголовно-процессуальный кодекс РФ, что является очень важным направлением с точки зрения расширения возможностей общественной наблюдательной комиссии. Суть этого Федерального закона принципиальна для нас и очень важна. Сегодня значительное количество наших граждан находится в местах заключения. По разным подсчетам около миллиона граждан отбывают сроки и 500 тысяч находятся в ожидании судебных решений. Безусловно, ситуация, которая связана с их содержанием под стражей, с решением вопроса обеспечения их прав, требует внимания не только со стороны власти, но и, безусловно, со стороны общества. Общество должно знать, что происходит в этой очень закрытой сфере. На сегодняшний день существует масса различных форм контроля над данной ситуацией, например, со стороны Федеральной службы исполнения наказаний, по линии Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, Министерства внутренних дел, других официальных ведомств. Места заключения посещают и общественные организации. Сегодня такая возможность не запрещена, участвуют в этом и адвокаты. То есть имеется, казалось бы, достаточно большой круг лиц, которые постоянно интересуются этими вопросами и стараются наладить ситуацию. Но, что касается непосредственно влияния общества, то этот вопрос до последнего времени юридически был закрыт. Поскольку мы живем в XXI веке, очень важно, чтобы общество реально знало о ситуации, связанной со всеми проблемами, которые происходят в местах принудительного содержания. Поэтому данный Федеральный закон сегодня регламентирует все формы и механизмы, связанные с созданием такой системы общественного контроля. В этом Федеральном законе расписаны правила создания общественных наблюдательных комиссий, которые должны быть созданы в каждом субъекте РФ: кто должен входить в их состав, как они должны работать, формы, методы их деятельности и взаимодействия с органами государственной власти. Отдельная часть, и это принципиально новая часть Закона, посвящена вопросам содействия общественных объединений местам заключения с точки зрения улучшения деятельности, профилактики и реабилитации лиц, находящихся в заключении. Я хотел бы обратить внимание на то, что за эти годы изменилось очень многое, в том числе, и название Федерального закона. Первоначально говорилось о соблюдении прав заключенных. Потом о лицах, которые находятся в местах изоляции. И все же окончательная редакция закона, подписанная Дмитрием Анатольевичем Медведевым, звучит совершенно по-другому. Мы говорим, как говорит весь цивилизованный мир, о правах человека. Поскольку мы говорим о людях, которые находятся в местах предварительного заключения, кто отбывает свои сроки по решению суда, о несовершеннолетних, которые находятся в специальных исправительных учреждениях для несовершеннолетних, о гауптвахтах для пограничников и целом ряде других мест, которые в первой редакции закона не были специально выделены или указаны. Второй принципиально важный момент заключается в том, что изменилась конструкция. Депутаты и эксперты посчитали очень важным, чтобы эти общественные наблюдательные комиссии формировались и работали под руководством Общественной палаты РФ. И, действительно, на тот момент, когда закон вносился, Общественной палаты РФ еще не было. Поэтому предполагалось, что эти общественные комиссии будут работать с Уполномоченным по правам человека. Мои коллеги очень хорошо помнят, какие шли дискуссии, дебаты, в том числе, и с Лукиным В.П., Уполномоченным по правам человека РФ, по данному вопросу. В конечном счете мы пришли к выводу, что это дополнительная, очень большая, серьезная нагрузка на деятельность Уполномоченного,  нецелесообразна. А здесь мы говорим о системе общественного контроля, поэтому, с нашей точки зрения, было целесообразнее, чтобы общественные наблюдательные комиссии работали под Общественной палатой РФ и под ее опекой, контролем и содействием. Поэтому ко второму чтению изменилась и непосредственная, очень важная конструкция, хотя концептуально Закон остался в том виде, котором он был внесен. На сегодня все законы подписаны. С 1 сентября 2008 года начинается действие Федерального закона. И мы очень рассчитываем, что и Общественная палата РФ, и все органы власти, которые в соответствии с этим Федеральным законом сегодня должны перестроиться, внести изменения в свои ведомственные инструкции, положения, проведут необходимую работу для того, чтобы в самое ближайшее время институт общественных наблюдательных комиссий активно заработал. По нашим предположениям, этот закон раскрывает возможности создания достаточно большой армии общественных наблюдателей — порядка тысячи человек, которые будут созданы в составе наблюдательной комиссии и которые, как мы рассчитываем, уже с 1 января 2009 года активно начнут осуществлять свою деятельность.

Ведущий: Следующий вопрос: как, по Вашему мнению, принятый Федеральный закон отразится на деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания? Может ли вмешательство в деятельность данных учреждений общественности улучшить ситуацию с реализацией и защитой прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания или только повлечет за собой пустые разговоры и различные спекуляции в этом и без того остром вопросе?

Селиверстов В.И.: Я думаю, что спекуляции будут иметь место, независимо от эффективности данного Федерального закона. Такова наша жизнь. Но я искренне считаю, что этот Закон не должен рассматриваться изолированно, вне системы контроля в целом. В настоящее время действуют три вида контроля над правами человека, в том числе и в местах лишения свободы: международный контроль, государственный и общественный. Именно в области осуществления общественного контроля у нас существовал определенный пробел. И вышеуказанный Федеральный закон восполняет этот пробел. Полагаю, что он окажет свое положительное воздействие на учреждения и органы, исполняющие наказания. Я, в принципе, не согласен с той позицией, когда начинают говорить о том, что закон должен позволять ловить недобросовестных сотрудников, будь то уголовно-исполнительная система, органы внутренних дел, или Министерство обороны, которые нарушают права человека. На мой взгляд, важна профилактическая роль этого Закона и профилактическая деятельность общественных наблюдательных комиссий. Когда они знают о том, что какой-то непорядок существует в исправительном учреждении, и заранее уведомят начальника о своем визите с целью устранения имеющихся нарушений, начальник, естественно, получит возможность устранить имеющиеся недостатки.

Ведущий: Спасибо большое! И следующий вопрос: насколько Вам представляется эффективным и целесообразным введение института общественного контроля над обеспечением прав людей в местах принудительного содержания и можно ли будет благодаря данному Федеральному закону предотвратить нарушения прав и свобод человека, улучшить условия нахождения в местах принудительного содержания?

Филимонов О.В.: Я полагаю, что ответы на все эти вопросы могут быть только утвердительными. Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает различные формы контроля над деятельностью учреждений, исполняющих наказания: прокурорский надзор, судебный контроль и как равноправную форму контроля — общественный контроль, то есть контроль общественных объединений. Связано это с тем, что некоторые осужденные в большей степени доверяют как раз общественным объединениям. Они видят в органах суда, прокуратуры, прежде всего, те организации, которые их осудили. А общественный контроль — это независимая форма контроля. И осужденные охотно готовы пользоваться и обращаться к общественным контролерам, когда они посещают учреждения. Я убежден, что роль этого контроля, прежде всего, профилактическая, предупредительная. Не только осужденные, но и наши сотрудники будут знать, что в распоряжении осужденных имеются такие независимые источники обращения, такие организации, к которым они смогут обратиться с жалобой, со своими проблемами. Я думаю, что это поможет нам улучшить обстановку с соблюдением прав и свобод человека.

Ведущий: Большое спасибо. И следующий вопрос — каковы, на Ваш взгляд, самые актуальные проблемы помощи заключенным?

Каннабих М.В.: Человек, который находится в заключении, живет в замкнутом пространстве. И проблемы у него возникают те же самые, что у любого другого человека, но   это замкнутое пространство не дает ему общаться с внешним миром. И поэтому самая, на мой взгляд, острая проблема — не потерять те социальные связи, которые уже существуют. Почему мы говорим об открытости тюремной системы? Да потому, что тюремная система должна жить вместе с гражданским обществом, вместе со всем обществом, то есть решать те же самые проблемы, которые решает человек, который живет в открытом социуме. И помимо того, что социальная связь, связь с семьей, с родственниками, с друзьями, конечно, у него существуют все те же проблемы, что и у другого человека, — проблемы, связанные с образованием; проблемы, связанные с получением профессии, занятости, проблемы, связанные с повышением уровня образования, проблемы с медицинским обслуживанием. Вот тот круг вопросов, которые и решают общественные организации вместе с другими ведомствами, в которых находятся эти люди.

Ведущий: Следующий вопрос из города Мурманска. Какие общественные организации, существующие в настоящее время в РФ, наиболее активно занимаются вопросами обеспечения прав человека в местах принудительного содержания? Назовите некоторые из них.

Каннабих М.В.: В первую очередь, могу говорить о тех организациях, которые работают с Федеральной службой исполнения наказаний. Это 76 Общественных советов, которые находятся при управлении Федеральной службы исполнения наказаний в регионах. Помимо правозащитных организаций, там есть и благотворительные некоммерческие организации, церковь. С управлениями исполнения наказаний также работают образовательные организации. А если говорить о тех общественных организациях, которые сейчас мне приходят в голову, то всего их около 450, например, Попечительский совет Уголовно-исполнительной системы — очень разветвленная и очень серьезная организация, которая материально помогает Федеральной службе исполнения наказаний, в первую очередь, осужденным; это фонд "СПИД: Восток-Запад", который тоже очень много делает в профилактике различных заболеваний, осуществляет очень большую медицинскую помощь; фонд "Попечитель" — интересная организация, которая помогает в образовательном плане осужденным. Она каждый год проводит конкурс на лучшего ученика и лучшего учителя года внутри пенитенциарной системы. Существует также фонд "Международная тюремная реформа", который ведет огромную правовую работу среди осужденных, а также Фонд помощи заключенным, который я возглавляю. Мы тоже вносим большой вклад в то, чтобы осужденные, отбыв наказание, пришли в общество, получили профессию, достойно устроились и т.д. То есть, в первую очередь, мы занимаемся реабилитационной деятельностью, что является одним из наиболее важных и нужных вопросов.

Ведущий: Спасибо большое, и мы переходим к следующему вопросу. Какими нормативными правовыми актами должны руководствоваться общественные наблюдательные комиссии при осуществлении общественного контроля и оказания содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания?

Филимонов О.В.: Нужно сказать, что большая часть этих законов перечислена в статье 3 Федерального закона "Об общественном контроле". Это, прежде всего, Конституция РФ, международно-правовые договоры, Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека", "Об Общественной палате" и другие. Если иметь в виду, например, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, которые я представляю, то, конечно, это Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Правила внутреннего распорядка в исправительных учреждениях.

Ведущий: Спасибо большое! И следующий вопрос. Анна Викторовна из города Саранска интересуется: как, на Ваш взгляд, можно объяснить следующее противоречие между двумя нормами Федерального закона: пункт 4 статьи 15 говорит о необходимости заведомого уведомления соответствующего территориального органа о дате и времени посещения представителями общественной наблюдательной комиссии мест принудительного содержания, в то время как часть 1 пункта 1 статьи 16 Федерального закона говорит о том, что члены общественной наблюдательной комиссии при осуществлении общественного контроля вправе в составе не менее двух членов общественной наблюдательной комиссии без специального разрешения посещать места принудительного содержания при соблюдении установленных в них правил внутреннего распорядка? Прокомментируйте, пожалуйста, данную ситуацию.

Филимонов О.В.: Никакого противоречия здесь нет. Смысл тех правовых норм, которые вы назвали, состоит в том, что члены общественной наблюдательной комиссии имеют право без чьего-либо разрешения посещать учреждения, исполняющие наказания. Администрация исполнительных учреждений ставится в известность о том, что они в удобное для них время, а не тогда, когда этого хочет администрация, вправе их посетить, информируют об этом и приходят.

Попов С.А.: Надо добавить еще два принципиальных момента. Во-первых, в вопросе  содержится неправильный термин: "не обязан", а "может". И эта путаница, к сожалению, есть у многих наших экспертов. В Законе имеется жесткая норма "общественная наблюдательная комиссия не обязана", а "имеет право". То есть, если комиссия хочет, она информирует. Точно также, как в Законе есть еще одна норма, которая предписывает, что каждая общественная комиссия должна составить некий план своей работы на год, на квартал, где она предусматривает определенные поездки, определенные посещения. Безусловно, без такого плана работать очень сложно. И она заранее в начале года на основании данного плана может проинформировать, когда ориентировочно собирается приехать. Но это вовсе не запрещает в случае экстренной необходимости приехать без соответствующего разрешения.

Бондаренко Г.П.: Я добавлю. В Законе словосочетание "комиссия уведомляет" означает, что, например, она за 10 минут до своего посещения может сделать звонок и уведомить — вот в этом смысл.
И планирование  деятельности — это действительно очень важно, потому что для нас основное — все-таки, плановая деятельность комиссии, направленная на контроль над соблюдением норм, на профилактику. Эти все вещи делаются совместно и в сотрудничестве с исполнительными органами.

Ведущий: Следующий вопрос от Зайцевой Екатерины Дмитриевны из Москвы. Пункт 3 статьи 24 Федерального закона "Об общественном контроле над обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания" содержит в себе такое положение: "воспрепятствование осуществлению общественного контроля влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации". Что подразумевает под собой термин "воспрепятствование" и какие виды ответственности предусмотрены за данные действия/бездействия?

Селиверстов В. И.: "Воспрепятствование" — это объемный правовой термин, который включает в себя различные виды деятельности. Это и допуск, например, общественных контролеров в какое-либо учреждение, либо на объект, воинскую вахту или в дисциплинарный воинский батальон. Это и непредоставление необходимых документов, которые они запрашивают, и отказ, например, в проведении беседы  с осужденными или с другими лицами, которые находятся в местах принудительного содержания, а также на тех условиях, которые установлены законом. В настоящее время предусмотрена дисциплинарная ответственность тех должностных лиц, тех сотрудников, которые воспрепятствуют или будут воспрепятствовать деятельности общественных наблюдательных комиссий. Данная ответственность предусмотрена уставами, положениями, воинскими уставами, положением о службе в органах внутренних дел,  другими нормативными правовыми актами. Кроме того, существует и уголовная ответственность. Так, в ряде статей Уголовного кодекса РФ содержится такой отягчающий признак, как совершение уголовного преступления в целях воспрепятствования выполнению тем или иным лицом своего служебного или общественно долга. А члены общественных наблюдательных комиссий выполняют свой общественный долг. И в этом случае уголовная ответственность усиливается для должностного лица. Ну, и кроме того, насколько мне известно, готовятся изменения в Кодекс об административных правонарушениях РФ, и будет предусмотрена самостоятельная административная ответственность за воспрепятствование деятельности общественных наблюдательных комиссий.

Ведущий: Спасибо большое. И следующий вопрос: принятие кардинальных мер для пресечения многочисленных нарушений прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания — важное направление деятельности любого правового государства. Какими нормативными правовыми актами в РФ регламентируются вопросы защиты прав и свобод заключенных, а также ответственных лиц, нарушивших данные права?

Каннабих М. В.: Данные вопросы регламентируются, в первую очередь, нормами Уголовно-процессуального кодекса РФ. Отмечу, что права человека защищаются не только в местах принудительного содержания, но и здесь, на свободе, в соответствии с теми же правовыми актами. Люди, находящиеся в заключении, такие же граждане РФ, как и все мы.

Селиверстов В.И.: В Уголовно-исполнительном кодексе РФ закреплены и права осужденных, и, соответственно, меры контроля, которые должны обеспечить эти права. Закон "О содержании под стражей подозреваемых, обвиняемых в совершении преступления", закрепляет гарантии этих прав и ответственность, установленную за их нарушение. Вопросы ответственности закреплены в дисциплинарных уставах — относительно  военнослужащих, в Положении о службе в органах внутренних дел, если это относится к органам внутренних дел. Указанные нормативные акты обеспечивают защиту прав человека и ответственность за их нарушение.

Ведущий: Расскажите, пожалуйста, каким образом будет осуществляться процесс формирования общественных наблюдательных комиссий и наделения полномочиями членов общественных наблюдательных комиссий?

Каннабих М.В.: 1 сентября 2008 года, например, в "Российской газете" секретарем Общественной палаты РФ Велеховым будет опубликовано сообщение о том, что начато формирование общественных наблюдательных комиссий. В течение 60-ти дней в Общественную палату РФ будут поступать заявления от организаций, которые бы хотели включить своих членов в состав общественных наблюдательных комиссий. Каждая организация может представить не более двух заявлений от своих членов. Для организаций предусмотрены следующие ограничения. Организация должна заниматься защитой прав лиц, находящихся в этих замкнутых пространствах. Существовать эта организация должна не менее пяти лет. Каждая организация должна будет представить целый список различных документов, в которых будут содержаться сведения о том, что организация является действующей, имеется устав, свидетельство о регистрации, информация о ее деятельности, о выдвинутом от общественной наблюдательной комиссии кандидате. В течение 60-ти дней Общественная палата РФ должна будет рассмотреть указанные заявления, представленные организацией документы, и в случае согласия, выдать мандат данному члену наблюдательной комиссии, который впоследствии в соответствии с ним сможет работать.

Ведущий: Будут ли предъявляться какие-либо специфические требования к кандидатам в члены общественных наблюдательных комиссий и  кто не может быть членом общественных наблюдательных комиссий?

Каннабих М.В.: Кандидат в члены общественной наблюдательной комиссии должен быть старше 25 лет, не занимать государственную должность, не быть адвокатом, не иметь судимости.

Филимонов О.В.: Есть единственное специфическое требование закона к кандидату: он должен иметь опыт общественной деятельности в сфере защиты прав человека. Необходимо также отметить, что это должна быть именно российская общественная организация.

Ведущий: Следующий вопрос: Статья 14 обсуждаемого Федерального закона содержит основания для прекращения полномочий члена общественной наблюдательной комиссии, однако сама процедура практически не регламентирована. Каким образом будет осуществляться прекращение полномочий, и какие гарантии обеспечения законности при ее проведении существуют?

Каннабих М.В.: Вопрос о прекращении полномочий — достаточно сложный. Если комиссия будет осуществлять какие-либо не предусмотренные законом полномочия, то они должны быть прекращены по указанию Общественной палаты и иных государственных органов. Если имеются в виду полномочия одного человека, то, если этот человек подвержен административному задержанию и  нарушил какие-то определенные правила, регламент работы наблюдательной комиссии, его действия тоже могут быть прекращены по представлению той общественной комиссии, которая будет направлена в Общественную палату.

Попов С.А.: Хотел бы добавить, что в Законе есть некая особенность. Полномочия членов могут быть приостановлены или прекращены. В этом есть принципиальная разница, потому что мы понимаем, что, допустим, могут иметь место определенные провокации, связанные с временным задержанием без объяснения причин. Поэтому на данный период полномочия члена общественной наблюдательной комиссии могут быть приостановлены, но не прекращены. И Общественная палата РФ, и общественная организация, которая его делегировала, имеет возможность разобраться в ситуации вместе с представителями того или иного органа. И уже потом принять окончательное решение. Мы специально сделали такой промежуточный этап, чтобы жестко не настаивать на немедленном прекращении полномочий. Деятельность общественной комиссии, если она не сформирована, также может быть приостановлена, что является очень важным обстоятельством.

Каннабих М.В.: Хотела бы добавить, что состав комиссии будет насчитывать от 5 до 20 человек в зависимости от мест контроля, которые находятся в данном регионе.

Ведущий: Какие конкретные мероприятия по оказанию содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, общественные объединения могут проводить? Возможно ли оказание материальной помощи для целей улучшения условий содержания? И в каких формах общественная наблюдательная комиссия вправе осуществлять свою деятельность?

Каннабих М.В.: Речь должна идти не об общественных наблюдательных комиссиях, а об общественных объединениях. Формы помощи те же самые, но в законе они более конкретно оговорены. Общественные объединения оказывают местам отбытия наказания все виды помощи, которые существуют. Перечень обширный: и материальная помощь, и моральная, и духовная.
Общественные организации совершенствуют материальную базу места отбытия наказания, помогают в образовании заключенных, совершенствуют медицинское обслуживание. Они налаживают социальные связи, привозя детей к матерям, которые находятся в заключении, помогают Домам ребенка, которые тоже есть в наших исправительных колониях для женщин. Общественные организации очень много занимаются досугом осужденных — это особая статья, не буду долго об этом говорить. Огромное количество конкурсов: "Красиво шить не запретишь" на лучшую модель одежды, "Не числом, а смирением" — на лучшего тюремного священника и на лучшую религиозную общину, "Калина красная" — очень известный российский конкурс, который проводится на лучшую песню, на лучшее музыкальное произведение, "Амнистия души" — это конкурс на лучший театральный коллектив и т д.

Ведущий: А если говорить об общественной наблюдательной комиссии?

Попов С.А.: Общественная наблюдательная комиссия занимается контролем, а общественным организациям дана правовая возможность по оказанию различных видов помощи. И в законе эти функции разделены.
Необходимо добавить одну очень принципиальную вещь. Материальная помощь оказывается и сейчас, но сегодня администрация места заключения не обязана отчитываться о том, что она получает и куда идут эти средства.
В принятом Федеральном законе мы прописали принципиально новое положение, и после вступления в силу закона администрация будет обязана отчитываться об использовании этих материальных средств перед общественной организацией, чтобы материальная помощь не шла не по домам руководителей мест заключения, а действительно использовалась по назначению. Это принципиально новый момент.
Также мы постарались прописать целый ряд уточняющих вещей по видам оказания помощи. И с нашей точки зрения, сегодня возможностей для оказания различных видов  помощи благодаря этому закону стало гораздо больше.

Ведущий: Спасибо большое! Сергей Александрович, расскажите, пожалуйста, о порядке взаимодействия общественных объединений с Общественной палатой Российской Федерации, а также Уполномоченным по правам человека в РФ с целью осуществления общественного контроля над обеспечением прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, а также каким образом общественные наблюдательные комиссии планируют осуществлять свое взаимодействие с различными органами государственной власти?

Попов С.А: Необходимо сказать, в каких формах будет работать общественная комиссия. Мы в законе указали семь форм, и важно их назвать для наших пользователей и слушателей. Итак, члены общественной наблюдательной комиссии, не менее двух человек, имеют право посещать места заключения. Рассмотрение предложений, заявлений и жалоб лиц, которые там находятся в местах принудительного содержания — это самостоятельная, особая деятельность. Третий принципиальный момент — комиссия имеет право готовить свои решения по выявленным недостаткам и проблемам, которые она зафиксировала. Далее эти материалы могут направляться общественной наблюдательной комиссией в различные инстанции, которые отвечают за соблюдение прав человека — Уполномоченному по правам человека, органам государственной власти, а также другим структурам, которые заинтересованы в решении тех или иных проблем.
Очень важно, чтобы факты, которые выявляются, особенно типичные, системные вещи, стали достоянием гласности. Поэтому от того, как будут работать комиссии, безусловно,  очень многое зависит, в том числе, и от боевитости их членов.
Пятый момент — связан с взаимодействием: сегодня существует много различных общественных советов, специальных структур при администрациях субъектов РФ — мы закрепили право, что члены общественной наблюдательной комиссии могут входить во все органы, участвовать в их работе, высказывать свою позицию, отстаивать ее, настаивать на своих рекомендациях, сотрудничать. И очень важно, это принципиально новый момент — то, что отдельно выделены вопросы взаимодействия с администрациями уголовно-исправительного учреждения. Почему? Потому что мы считаем, что члены общественной наблюдательной комиссии могут в силу наличия у них определенной информации рекомендовать, например, такие вещи, как перевод заключенных из одного учреждения, исполняющего наказание, в другое. Возможность дачи такой рекомендации очень важна.
И седьмое — это проведение различных общественных мероприятий, слушаний, например, конференций, где вместе с общественностью могут обсуждаться различные проблемы, связанные с обеспечением соблюдения прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания. Вот по этим направлениям и должно обеспечиваться взаимодействие, в том числе и с Общественной палатой. Общественная палата не только формирует и будет формировать общественные наблюдательные комиссии, она будет получать постоянную информацию от них, анализировать ее. Различные комиссии будут высказывать свои предложения. Общественная палата также оказывает содействие освещению в средствах массовой информации наиболее важных вопросов.
Сегодня во многих регионах появились региональные Общественные палаты. Поэтому мы предусмотрели возможность взаимодействия общественных наблюдательных комиссий и с региональными Общественными палатами. Таким образом, мы достаточно широко раскрыли в законе поле возможного взаимодействия.
Но это вовсе не означает, что мы на этом остановились, и пример внесения изменений в закон "Об Общественной палате РФ" (за последние 2 года принято уже 6 законов и вполне возможно, что осенью будем седьмой закон рассматривать) показывает, что законодательная практика не стоит на месте и законодательные механизмы постоянно совершенствуются.
Поэтому важно, чтобы наши слушатели очень хорошо понимали, что мы создали общие контуры, главные механизмы, а практика подскажет какие вещи надо уточнить, более точно прописать, какие вещи мы вдруг не предусмотрели и их надо добавить.

Бондаренко Г.П.: Насколько я помню, предыдущий вопрос был посвящен роли общественной наблюдательной комиссии в содействии общественным объединениям. В пункте 3 статьи 6 Федерального закона специально предусмотрено, что одной из задач общественной наблюдательной комиссии является сотрудничество общественных объединений, органов государственной власти и органов исполнения наказаний. В статье 15 "Формы деятельности", указано, какие проводятся мероприятия, и какие вопросы могут решаться.

Попов С.А.: То есть они должны стать неким мостиком между гражданским обществом и органами государственной власти.

Ведущий: Спасибо большое. Следующий вопрос: будет ли деятельность членов общественной наблюдательной комиссии каким-либо образом оплачиваться? Также Закон предусматривает возможность оказания общественными объединениями материальной поддержки местам принудительного содержания в целях укрепления их материально-технической базы. Из каких средств это возможно? Каким образом и за счет каких средств будет решаться вопрос о финансовом обеспечении осуществления членами общественной наблюдательной комиссии их деятельности?

Каннабих М.В.: Никакого материального вознаграждения для членов общественной наблюдательной комиссии не предусмотрено. То есть все поездки, контрольные проверки совершаются членами общественной наблюдательной комиссии за счет средств той организации, в состав которой они входят. Таким образом, все расходы производятся из средств общественной организации. В настоящее время существует большое количество грантов, которые предусмотрены для того, чтобы общественная организация могла функционировать. И те организации, которые в дальнейшем будут выдвигать своих членов, смогут получать гранты на данную деятельность. Указанные вопросы уже давно обсуждаются в Общественной палате. Источниками средств на осуществление деятельности благотворительных организаций служат спонсорские деньги, пожертвования.

Филимонов О.В.: Хотелось бы также отметить некоторые положительные моменты закона, который мы сегодня рассматриваем. Дело в том, что сейчас в уголовной системе мы несколько настороженно относимся к получению благотворительной помощи, потому что иногда она расходуется не на те цели, для которых предназначена. И бывают различного рода злоупотребления. Но в данном Законе указано, что члены общественной наблюдательной комиссии, во-первых, вправе требовать отчет о том, на какие цели была  истрачена указанная поддержка. Во-вторых, они могут сами убедиться в том, действительно ли им сказали правду. Это делает такой источник материальной помощи привлекательным для нас, потому что он прозрачный, и находится не только под нашим  контролем, но и общественным.

Каннабих М.В.: Из моей десятилетней практики я знаю, что исправительные учреждения Федеральной службы исполнения наказаний получают спонсорскую помощь от десяти общественных организаций. При этом они могут получить помощь от десяти организаций на какую-то одну цель, одно направление, и никто от них отчета не требует. А другие  учреждения, не работающие с общественными объединениями и организациями, вообще не получают этой помощи. Но это встречается достаточно редко. Обычно общественные организации все-таки требуют отчета об использовании тех денежных средств, которые ими выделяются.

Ведущий: Возможна ли ситуация, когда семья человека, находящегося в месте принудительного содержания, передает определенное имущество, материальные средства общественной организации для того, чтобы та, в свою очередь, обеспечила передачу их именно в то учреждение, где находится этот человек? И законно ли это?

Селиверстов В.И.: В принципе, такое не исключается. Единственное, необходимо, чтобы это было добровольное пожертвование. Но поскольку это не всегда соблюдается, лучше избегать таких фактов, чтобы семья осужденного или другого лица, содержащегося в местах лишения свободы, передавала свое имущество общественной организации, а та, соответственно, в места лишения свободы. Тем более что в Законе четко установлено, что  передается обезличенная помощь, то есть она не может передаваться общественной организацией, например, для помощи тех или иных конкретных осужденных. Она передается на те или иные цели, но персоналии там не указаны. Иначе, в местах лишения свободы получится социальное неравенство. И мы не сможем контролировать ситуацию не только в местах лишения свободы, но и в других местах принудительного содержания. На мой взгляд, лучше избегать таких ситуаций, но, в принципе, это возможно. Например, три года назад богатая семья передала какую-то благотворительную помощь общественной организации. И через два года член этой семьи оказался в местах лишения свободы, а данная общественная организация оказывала помощь местам лишения свободы. Но тут могут быть разные варианты. Хотел бы еще сказать применительно к вопросу о заинтересованности членов общественных наблюдательных комиссий. На мой взгляд, в дальнейшем в качестве одного из предложений к Закону нам стоило бы прописать еще и позитивные стимулы для членов общественных наблюдательных комиссий для занятия этой непростой деятельностью. Думаю, что практика работы данного Федерального закона нам подскажет, какие дополнительные гарантии и льготы для указанных лиц необходимо в нем прописать.

Бондаренко Г.П.: С моей точки зрения передача материальных средств общественной наблюдательной комиссией учреждению исполнения наказания незаконна. То есть член наблюдательной комиссии не обладает такими полномочиями. И это может даже служить в определенной степени источником коррупционной составляющей.

Каннабих М.В.: Мне казалось, что речь идет не о наблюдательной комиссии, а об общественном объединении. Я уже начала говорить, что в местах лишения свободы существуют попечительские советы, родительские комитеты. И, конечно, родитель, который активно участвует в жизни колонии, где находится его сын или дочь, может вкладывать какие-то материальные средства, но не лично для дочки или сына, а для улучшения материального благосостоянии колонии, проведения каких-то спортивных мероприятий, досуга, обучения и т.д. На мой взгляд, в этом нет ничего плохого.

Филимонов О.В.: Хочу также добавить, что в Федеральном законе говорится о том, что указанная материальная помощь оказывается исправительному учреждению. У нас в исправительном учреждении этим занимаются специальные комиссии, которые создаются гласно, а значит, публично распределяют эту помощь. Данная помощь предназначена всем осужденным, а не какому-либо конкретному человеку.

Ведущий: Скажите, пожалуйста, предусмотрена ли действующим российским законодательством ответственность общественных объединений, общественных советов, а также органов и комиссий за ненадлежащее исполнение предоставленных им полномочий по осуществлению контроля над обеспечением прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания?

Попов С.А.: Это двоякий вопрос. С одной стороны, члены общественных объединений на безвозмездной основе тратят свободное время, работая на пользу обществу, а мы тут же говорим: а давайте еще придумаем, как их наказывать за то, что они свое свободное время тратят на контроль над соблюдением прав человека. Мы должны этим людям сказать: "Спасибо большое!" за их труд.
С другой стороны, Федеральный закон принят недавно, можно как бы гипотетически предположить, что какими-то общественными объединениями будут допущены злоупотребления предоставленными им правами. Однако в настоящее время системы ответственности, наказания общественных организаций, общественных объединений за это нет.
Лично я, много лет работая с различными секторами гражданского общества, считаю, что мы, наоборот, должны в дальнейшем предусмотреть некую систему льгот для членов общественных объединений, занимающихся этим делом.

Бондаренко Г.П.: Хотела бы добавить, что Федеральный закон "Об общественном контроле над обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" в статье 4 содержит положение о том, что при осуществлении общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, не допускается вмешательство в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность и производство по делам об административных нарушениях. Неисполнение этого требования влечет предусмотренную законодательством ответственность.

Каннабих М.В.: Еще одно требование Федерального закона — о запрете осуществления общественного контроля в месте принудительного содержания, если там находятся близкие родственники члена общественной наблюдательной комиссии или член общественной наблюдательной комиссии является защитником, потерпевшим, свидетелем или иным лицом, участвующим в производстве по уголовному делу, к которому причастно лицо, находящееся в месте принудительного содержания.

Ведущий: И следующий вопрос: будут ли выделяться из федерального бюджета средства на обеспечение деятельности общественных наблюдательных комиссий и достаточно ли их будет?

Каннабих М.В.: На сегодняшний день средств из федерального бюджета выделяться не будет, пока это не предусмотрено. Но существуют определенные гранты для общественной организации, которая планирует выделить из своего числа людей в наблюдательные комиссии. Срок подачи заявлений на получение этих грантов — до конца июля месяца текущего года. Это неплохой источник большинства действующих, активно работающих общественных организаций.

Попов С.А.: И хотел бы отметить, что эти гранты выдаются не только на федеральном уровне, но и на региональном.

Ведущий: В заключение нашего круглого стола я хотел бы поблагодарить наших гостей за интересные ответы.
Напомню, что Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").
В подготовке стенограммы принимает участие журнал "Законодательство".

Вверх

Компания-разработчик системы ГАРАНТ:


Что можно сделать:

Задать вопрос

специалисту Горячей линии
специалисту Технической поддержки
эксперту-аудитору

Зарегистрироваться

на Всероссийский онлайн-семинар
 
Заказать документ
Получить Сертификат профессионального пользователя
Пригласить специалиста для демонстрации услуг компании
Найти работу в компании
Оставить отзыв
заказать прайс-лист


Поиск по сайту


Найти




Текущий мониторинг

Сегодня 23 октября 2018 г.

Документы:

Российская Федерация

Свердловская область 29.06.13

Судебная практика:

АРХИВ МОНИТОРИНГА

Кому, на Ваш взгляд, более интересен диск Энциклопедия Российского законодательства

студенты
преподаватели
любые специалисты

     Свой вариант



Ответить  Результаты