Интернет-конференция "Совершенствование законодательства в сфере образования и науки"

 

23 июля 2008 года в 17.00 часов в Центре Информационных технологий компании "Гарант" состоялась интернет-конференция Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Глебовой Любови Николаевны.

Тема конференции: "Совершенствование законодательства в сфере образования и науки в части внесения изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части проведения единого государственного экзамена. Вопросы реализации данных законов".Интернет-конференция организована компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

В подготовке стенограммы принимает участие журнал "Законодательство".

Ведущий интернет-конференции - Царь Сергей Петрович ( Компания "Гарант").

Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем нашу интернет-конференцию. Разрешите представить сегодняшнюю гостью - это Любовь Николаевна Глебова - Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Уважаемая Любовь Николаевна, позвольте поблагодарить Вас за то, что Вы нашли время прийти сегодня на нашу интернет-конференцию.

Тема конференции: "Совершенствование законодательства в сфере образования и науки в части внесения изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части проведения единого государственного экзамена. Вопросы реализации данных законов".

Качество образования имеет определяющее значение для успешного развития любой страны, в особенности России. Революционное изменение технологий, опирающихся на высочайший уровень интеллектуальных ресурсов и связанная с этим геополитическая конкуренция ведущих стран мира за такие ресурсы, становится важнейшим фактором, определяющим не только экономику, но и политику нового века. Безусловно, такая глобальная проблема не может решаться на уровне отдельно взятого образовательного учреждения, она требует целенаправленных и скоординированных усилий государства, общества и каждого образовательного учреждения.

С 2006 года в системе образования осуществлен переход к комплексной оценке деятельности вузов и ссузов на базе утвержденного перечня показателей аккредитации, включающего, в частности, и показатель 1.2.3 эффективности внутривузовской системы обеспечения качества образования (приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки N 1938 от 30.09.2005 г.) Также в 2007 году были внесены изменения в Закон Российской Федерации "Об образовании", в Федеральный закон "О высшем и послевузовском образованиии" в части проведения единого государственного экзамена.

В выше указанных законах предусмотрены разграничение полномочий, предметов ведения между различными уровнями власти в Российской Федерации, определение единого государственного экзамена, организации его проведения, а также расширен перечень лицензирования и государственной аккредитиции образовательных учреждений, установлен порядок осуществление контроля качества образования.

Предполагаемые задачи должны обеспечить доступность, повышение качества образования и эффективность деятельности образовательных учреждений. Однако реализация поставленных задач не выполнима без создания общегосударственной системы и критериев оценки качества образовательного процесса. Для этого необходимо выработать адекватные механизмы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных программ, в том числе и на международном уровне.

В ходе интернет-конференции планируется обсудить, в каких российских вузах после введения единого государственного экзамена останутся традиционные экзамены? Что нового готовит школьникам ЕГЭ-2008, а также как осуществляется лицензирование и государственная аккредитация? Как будет контролироваться качество образования? Какие программы и мероприятия планируется осуществлять в этом направлении? На эти и другие актуальные вопросы интернет-аудитории в ходе интернет-конференции ответит Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Глебова Любовь Николаевна.

К моменту начала конференции поступило несколько десятков разных, интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашей уважаемой гостье.

Ведущий: Марина Михайловна спрашивает, как мне кажется, школьники сейчас не готовы к такому виду аттестации, как тестирование. Так как ЕГЭ становится обязательным, считаете ли Вы необходимым проводить изначально, с первых классов, подготовку к сдаче единого государственного экзамена, если да, то какие формы такой подготовки могут быть и существует ли методическая база для этого?
 
Глебова Л.Н.:

Уважаемая Марина Михайловна! Результаты ЕГЭ не позволяют сказать, что современные школьники не готовы к такой форме контроля знаний, как тестирование. Участники ЕГЭ уверенно справляются с заполнением бланков.

Элементы тестового контроля знаний давно вошли в нашу систему образования и применяются на разных уровнях обучения в учреждениях как общего, так и профессионального образования. Существует большое количество тестов по разным предметам и учителя и преподаватели активно их используют в своей деятельности.

Кроме этого, как учитель, так и ученик может воспользоваться федеральными информационными ресурсами, где размещены демоверсии, открытые банки заданий, образцы бланков ответов: ege.edu.ru, www.fipi.ru, rustest.ru

Ведущий: Уважаемая Любовь Николаевна! Единый государственный экзамен имеет ряд существенных недостатков. Теперь все содержание образования переориентируется на угадывание, списывание или подсказку (включая мобильный телефон) ответа на простые задачи; скорость вместо серьезной работы по поиску решения на вопрос. Экзамен — закрытый: учащиеся и их родители не имеют возможности узнать, за что и как выставлены отметки, каким образом реальное выполнение заданий связано с приемом в тот или иной вуз. Какие меры по совершенствованию ЕГЭ будут предприниматься, назовите наиболее эффективные из них? Спрашивает Ирина Валерьевна из города Самары.
 
Глебова Л.Н.:

Уважаемая Любовь Николаевна! Единый государственный экзамен имеет ряд существенных недостатков. Теперь все содержание образования переориентируется на угадывание, списывание или подсказку (включая мобильный телефон) ответа на простые задачи; скорость вместо серьезной работы по поиску решения на вопрос. Экзамен — закрытый: учащиеся и их родители не имеют возможности узнать, за что и как выставлены отметки, каким образом реальное выполнение заданий связано с приемом в тот или иной вуз. Какие меры по совершенствованию ЕГЭ будут предприниматься, назовите наиболее эффективные из них? Спрашивает Ирина Валерьевна из города Самары.

Содержание КИМ соответствует школьной программе и достаточно внимательно посмотреть структуру и кодификаторы КИМ по всем предметам, чтобы убедиться в том, что никаких тем, выходящих за рамки изучаемого курса нет. А вот задания, как и во всех школьных учебниках, конечно, подразделяются на три уровня – базовый, повышенный и высокий.

Напрямую конкретно выполненное или невыполненное задание не влияет на прием в вуз. Значение имеет общий набранный балл за экзамен. А вот проходной балл по каждому экзамену приемные комиссии устанавливают самостоятельно в зависимости от конкурса и статистических данных, предоставляемых Рособрнадзором. Процедура и проведение ЕГЭ – процесс многогранный и, как любой живой организм, должен постоянно развиваться и совершенствоваться. На сегодняшний день предполагается:

- совершенствование нормативно-правовой базы, в первую очередь, с точки зрения защиты прав детей и повышения ответственности взрослых,
- совершенствование КИМ по предложениям профсообщества, помимо предложений, направляемых предметными комиссиями субъектов Федерации,
- обновление и унификация технологических решений,
- повышение ответственности субъектов Федерации за обеспечение и соблюдение процедуры ЕГЭ,
- усиление участия и ответственности вузов на всех этапах проведения ЕГЭ,
-  расширение общественного наблюдения за ходом проведения ЕГЭ в целях повышения прозрачности и объективности экзаменов.
Говоря о влиянии общественного мнения, учета пожеланий, не могу не отметить, что при Рособрнадзоре функционирует Общественный Совет, членами которого являются не только специалисты системы среднего и высшего образования, но и представители СМИ и Общественной палаты Российской Федерации. Постоянно проводятся встречи, семинары, в которых принимают участие представители регионов. К контролю за проведением ЕГЭ в 2008 году подключилась Общественная палата, работали 5 федеральных и 84 региональных "горячих линий".
 

Ведущий: Евгений Вячеславович из Оренбурга интересуется: Высказывается предложение по усовершенствованию ЕГЭ: ввести по обязательным предметам два уровня: базовый и профильный. Базовый уровень будет характеризовать результаты обучения, соответствующие общей компетентности современного человека. Профильный же уровень будет характеризовать результаты обучения, существенные для дальнейшего продолжения образования в профильной области, и также необходимо сориентировать существенную часть заданий профильного уровня на выявление самостоятельности мышления. Как Вы можете охарактеризовать такое предложение и существует ли специальный орган/комиссия, занимающаяся оценкой предложений по усовершенствованию ЕГЭ и дальнейшим их внедрением?
 
Глебова Л.Н.:

Как я уже говорила, задания КИМ имеют разный уровень сложности, что позволяет оценить подготовку как выпускника обычной школы, так и гимназиста. Время выполнения заданий на разные предметы отводится различное, что прописано в Приказе Рособрнадзора от 18 марта 2008 года N 541. Каждый включенный в КИМ вопрос прошел неоднократную проверку, в том числе, и по временным параметрам. И, как правило, выпускники не испытывают нехватку времени для выполнения экзаменационной работы.

Любые предложения по совершенствованию КИМ собираются и анализируются в Федеральном институте педагогических измерений.

Проблема проведение ЕГЭ по обязательным предметам на двух уровнях (базовом и профильном) широко обсуждается в настоящее время. Это в первую очередь связано с введением образовательных стандартов 2004 года. Существуют разные подходы реализации этих двух уровней при проведении ЕГЭ: проведение двух экзаменов отдельно и проведение одного экзамена (более длительного), в котором часть заданий будет соответствовать стандарту базового уровня, а часть – повышенного уровня. Специалисты работают над созданием оптимальной модели. Решение по структуре КИМ 2009 года будет принято в начале учебного года.
 

Ведущий: Следующий вопрос задает Алексей Павлович. Уважаемая Любовь Николаевна! Каково ваше отношение к предложению Правительства РФ ввести административную ответственность за нарушение прав граждан в сфере образования, и какие типичные нарушения при проведении Единого государственного экзамена, за которые необходимо ввести административную ответственность Вы могли бы назвать? Алексей Павлович
 
Глебова Л.Н.:

Процитирую пункт 18 Положения о проведении единого государственного экзамена в 2008 году, утвержденного приказом Минобрнауки России от 05.02.2008 N 36: "лица, привлекаемые к работе по подготовке и проведению ЕГЭ, в период выполнения ими функций по проведению ЕГЭ признаются должностными лицами и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей и злоупотребление служебным положением". Таким образом, в зависимости от общественной опасности совершенного ими правонарушения, за неисполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей и злоупотребление служебным положением они могут быть привлечены в установленном порядке к административной или уголовной ответственности.

С учетом этого Рособрнадзором совместно с Минобрнауки России был подготовлен и согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в статью 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" в части установления административной ответственности за правонарушения в области образования. Сейчас данный проект внесен в Государственную Думу Российской Федерации.

Указанным проектом федерального закона предлагается установить административную ответственность за ряд наиболее существенных нарушений в сфере образования, например, за нарушения при приеме в образовательные учреждения, исключении из образовательных учреждений, за умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и пр., а также распространить действие ряда норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и, соответственно, наделить должностных лиц органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере образования, полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях.

К типичным правонарушениям при проведении ЕГЭ я бы отнесла нарушение установленного порядка и процедур работниками пунктов проведения экзамена.

Что касается отказа в приеме документов в вуз, то сначала надо выяснить, на каком основании было отказано. Ведь в Положении о ЕГЭ 2008, о котором я уже упоминала, в пункте 44 говорится, что "Приемные комиссии ссузов и вузов вправе отказать поступающему в приеме документов по причине недостаточного количества баллов, набранного им по результатам сдачи ЕГЭ по общеобразовательным предметам, соответствующим направлению подготовки (специальности), на которое осуществляется прием, только в случае представления поступающим результатов ЕГЭ, эквивалентных отметке "неудовлетворительно" в пятибалльной системе оценивания, используемой при выставлении отметок в аттестат о среднем (полном) общем образовании."

Относительно нарушений допускаемых при приеме в ссузы и вузы нельзя не отметить пункт 45 Положения о проведении ЕГЭ в 2008 году, в соответствии с которым "в случае выявления при проверке, проводимой в порядке надзора Рособрнадзором, фактов проведения конкурса и неправомерного зачисления поступающего на основании представленных им недостоверных сведений о результатах ЕГЭ, студент подлежит отчислению в установленном порядке, а должностные лица, допустившие указанные нарушения, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации."

В дальнейшем меры привлечения к ответственности лиц, привлекаемых к проведению ЕГЭ на его различных этапах.

Ведущий: Сергей Викторович из Нижнего Новгорода спрашивает. Скажите, пожалуйста, соответствует ли действительности информация о том, что с момента начала проведения ЕГЭ в российских вузах значительно увеличилось количество абитуриентов из сельских регионов страны? Как Вы можете прокомментировать эту тенденцию?
 
Глебова Л.Н.:

Уважаемый Сергей Викторович! Безусловно, введение ЕГЭ не могло не сказаться на увеличении количества абитуриентов вузов из сельских регионов страны. Возможность выпускнику сельской школы подать документы в любые крупнейшие вузы страны является очень значимым достижением ЕГЭ. Надо сказать, что это признают даже те, кто в СМИ высказывается против ЕГЭ. Процитирую последнее интервью Олега Смолина, заместителя председателя Комитета Госдумы по образованию: "Один из положительных результатов ЕГЭ – обещанное расширение академической мобильности в территориальном плане. Такая мобильность несколько расширилась, больше детей из малых городов и сел стали поступать в столичные университеты". По 2008 году еще говорить рано – ведь сейчас в самом разгаре июльская волна ЕГЭ. 


Ведущий: Елена Викторовна из города Саратов хочет узнать по каким критериям устанавливается шкала перевода из стобальной системы в пятибальную?
 
Глебова Л.Н.:

Порядок принятия решения по установлению шкалы перевода баллов в отметки при проведении единого государственного экзамена включает в себя следующие этапы:

- получение статистических данных о результатах экзаменов по общеобразовательным предметам из регионов;
- шкалирование результатов ЕГЭ данного года, т.е. формирование шкалы тестовых баллов ЕГЭ (100-балльной);
- рассмотрение рекомендаций экспертов о возможных границах пятибалльных отметок в зависимости от числа выполненных заданий разного уровня сложности.
- сопоставление со  статистическими данными прошлых лет;
- принятие решения комиссией по установлению шкалы  перевода баллов в отметки при проведении ЕГЭ;
- издание распоряжения об установлении шкалы перевода баллов в отметки.


 

Вверх

Компания-разработчик системы ГАРАНТ:


Что можно сделать:

Задать вопрос

специалисту Горячей линии
специалисту Технической поддержки
эксперту-аудитору

Зарегистрироваться

на Всероссийский онлайн-семинар
 
Заказать документ
Получить Сертификат профессионального пользователя
Пригласить специалиста для демонстрации услуг компании
Найти работу в компании
Оставить отзыв
заказать прайс-лист


Поиск по сайту


Найти




Текущий мониторинг

Сегодня 17 августа 2018 г.

Документы:

Российская Федерация

Свердловская область 29.06.13

Судебная практика:

АРХИВ МОНИТОРИНГА

Кому, на Ваш взгляд, более интересен диск Энциклопедия Российского законодательства

студенты
преподаватели
любые специалисты

     Свой вариант



Ответить  Результаты