Интернет-конференция Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства Свердловской области

14 октября 2008 г. состоялась совместная Интернет-конференция специалистов компании «Гарант-Екатеринбург» и Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства Свердловской области.
Тема конференции: «Актуальные вопросы правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства».

Наиболее популярные вопросы конференции будут освещены в презентации на форуме малого бизнеса «START UP 2008» 24 октября 2008 г. в ДИВСе «Уралочка».

Вопросы, рассмотренные на интернет-конференции:

Скажите, разрешено ли индивидуальному предпринимателю, применяющему УСН, учитывать в расходах суммы своей же зарплаты и премий?
Подскажите, пожалуйста, я индивидуальный предприниматель, применяю УСН, могу ли я учитывать в расходах сумму своей же зарплаты и премии?
 Налоговый кодекс позволяет снижать базу по единому налогу на расходы по оплате труда (подп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК). Формирование данных затрат следует производить в порядке, указанном статьей 255 Налогового кодекса. Следовательно, индивидуальный предприниматель может учесть при исчислении единого налога все осуществляемые им выплаты работникам. Сюда же могут быть отнесены также и премии, и единовременные поощрения.
 Другое дело, что по отношению к самому себе предприниматель не является работодателем, равно как и наемным работником. Таким образом, выплаченные себе суммы   зарплаты и премиальных учитывать при исчислении единого налога индивидуальный предприниматель не имеет права.

Я работаю индивидуальным предпринимателем и применяю упрощенную систему. Недавно решил нанять двух работников. Скажите, пожалуйста, какие мне оформлять документы?
 Принимая сотрудников, и организации, и индивидуальные предприниматели руководствуются статьей 68 ТК РФ. Прежде всего, нужно заключить трудовой договор и выпустить приказ по форме N Т-1 (утверждена постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1). В соответствии с Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69, в трудовой книжке нового сотрудника делается запись о приеме на работу. Любой работодатель, в том числе индивидуальный предприниматель, обязан ознакомить коллектив с правилами внутреннего распорядка. Значит, они должны у вас быть. Кроме того, Федеральная служба по труду и занятости в письме от 31.10.2007 N 4414-6 подчеркнула, что индивидуальные предприниматели тоже должны издавать приказы о штатном расписании, отпусках, увольнениях и другие документы, связанные с трудовой деятельностью.
 
На каком основании коммерческую организацию можно отнести к субъекту малого предпринимательства? Обязательно ли регистрировать организации в качестве субъектов малого предпринимательства?
 Согласно ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" (далее - Закон N 209-ФЗ) субъектами малого предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными названным Законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.
 Коммерческое предприятие, претендующее на статус субъекта малого предпринимательства, должно отвечать следующим критериям.
 Во-первых, такими субъектами могут быть любые коммерческие организации (внесенные в единый государственный реестр юридических лиц в общем порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"), за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий (часть 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
 Во-вторых, суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) субъекта малого предпринимательства не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25% (п. 1 части 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
 В-третьих, п. 2 части 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ определено, что средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек. При этом среди малых предприятий выделяются микропредприятия. Их численность - до 15 человек.
 Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений предприятия (часть 6 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
 Согласно п. 86 Порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения: N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации" (утв. постановлением Федеральной службы государственной статистики от 20 ноября 2006 г. N 69) средняя численность работников организации включает:
 - среднесписочную численность работников;
 - среднюю численность внешних совместителей;
 - среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.
 Правила исчисления этих показателей изложены в п. 87-92 названного Порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения.
 В-четвертых, п. 3 части 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ установлено, что выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
 микропредприятия - 60 млн. рублей;
 малые предприятия - 400 млн. рублей;
 средние предприятия - 1000 млн. рублей.
Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 556 вступило в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г. Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 30 июля 2008 г. N 160, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 30 (часть II) ст. 3642.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном НК РФ (часть 7 ст. 4 Закона N 209-ФЗ). Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете (часть 8 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
 В части 3 ст. 4 Закона N 209-ФЗ уточнено, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным п. 2 (средняя численность работников) и п. 3 (предельные размеры выручки и балансовой стоимости активов) части 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ. При этом категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, в течение двух календарных лет, следующих один за другим (часть 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
 Что касается вновь созданных организаций, то они в течение того года, в котором они зарегистрированы (в качестве юридических лиц), могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают перечисленные предельные значения (часть 5 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
Специальная регистрация юридических лиц в качестве субъектов малого предпринимательства законом не установлена.
Между тем Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства Свердловской области как уполномоченный исполнительный орган государственной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области выдает заключения, подтверждающие статус субъекта малого или среднего предпринимательства в случае такой необходимости. В частности, в методике определения величины арендной платы за пользование нежилыми зданиями, помещениями, сооружениями, находящимися в собственности Свердловской области, в том числе являющимися памятниками истории и культуры предусмотрен понижающий коэффициент 0,7 для субъектов малого предпринимательства, которым они могут воспользоваться, предъявив такое заключение. Методика утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 6 марта 2006 г. N 193-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 31.08.2004 г. N 818-ПП "Об утверждении методики определения величины арендной платы за пользование нежилыми зданиями, помещениями, сооружениями, находящимися в собственности Свердловской области, и нежилыми зданиями, помещениями, сооружениями, расположенными на территории Свердловской области, являющимися памятниками истории и культуры" (с изменениями от 28 июня 2006 г.)
Положение от 07.10.2008 "О порядке подтверждения принадлежности хозяйствующего субъекта" находится на сайте Комитета по адресу: www.uralonline.ru в разделе Политика развития малого и среднего предпринимательства / Нормативно-правовая база.
Кроме того, ст. 8 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки. Регистрация субъекта малого предпринимательства в таких реестрах не является для него обязательной, она вменяется в обязанность лишь органам государственной власти и местного самоуправления, оказывающим поддержку субъектам малого предпринимательства при их обращении.
 В соответствии с законом Свердловской области от 4 февраля 2008 г. N 10-ОЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области" уполномоченный исполнительный орган государственной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области (Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства Свердловской области) и органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, в соответствии с федеральным законом ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки.

Мы получили в аренду участок для размещения киоска и организации мелкорозничной торговли. Нужно ли демонтировать строение по окончании срока договора? 
 Да. Это условие договора аренды предусмотрено Гражданским кодексом. При прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа (ст. 622). Если договором не предусмотрено иное, судьи поддержат арендодателя, требующего осуществить демонтаж киоска. Чтобы избежать подобных споров, оформляя сделку, вопросы возврата имущества стоит прописать в договоре (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 3 апреля 2008 г. N А08-3033/07-22).

Будет ли в связи с принятием Закона № 209-ФЗ действовать правило, аналогичное ч. 1 ст. 9 действовавшего ранее Закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в его первоначальной редакции.
  В Законе N 88-ФЗ до 1 января 2005 г. содержалось положение, в соответствии с которым, в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. То есть это означало, что налоговая нагрузка для них не может быть увеличена. На основании Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ данная норма утратила силу.
 Вместе с тем в проекте нового Закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" при принятии его в первом чтении указанная норма о неизменности налоговой нагрузки в течение первых четырех лет в случае увеличения налогового бремени была также закреплена. Но уже при подготовке текста законопроекта ко второму чтению данное положение было исключено.
 Поэтому норма, имеющая важное гарантийное значение, о нераспространении на субъекты малого и среднего бизнеса в течение первых четырех лет изменений в законодательстве, ведущих к увеличению у них совокупной налоговой нагрузки, к сожалению, не вошла в окончательный текст Закона N 209-ФЗ, вступившего в силу 1 января 2008 г.
 Таким образом, государство берет на себя обязательства по оказанию поддержки субъектам малого и среднего бизнеса в области налогообложения только в рамках правовых мер, определенных ст. 7 Закона N 209-ФЗ.


 

Вверх

Компания-разработчик системы ГАРАНТ:


Что можно сделать:

Задать вопрос

специалисту Горячей линии
специалисту Технической поддержки
эксперту-аудитору

Зарегистрироваться

на Всероссийский онлайн-семинар
 
Заказать документ
Получить Сертификат профессионального пользователя
Пригласить специалиста для демонстрации услуг компании
Найти работу в компании
Оставить отзыв
заказать прайс-лист


Поиск по сайту


Найти




Текущий мониторинг

Сегодня 17 августа 2018 г.

Документы:

Российская Федерация

Свердловская область 29.06.13

Судебная практика:

АРХИВ МОНИТОРИНГА

Кому, на Ваш взгляд, более интересен диск Энциклопедия Российского законодательства

студенты
преподаватели
любые специалисты

     Свой вариант



Ответить  Результаты