апрель 2009

 

27.04.2009

ВОПРОС
. Работодатель направил сотрудника на краткосрочное (72 часа) повышение квалификации, в результате работником было получено удостоверение, подтверждающее повышение квалификации.
Может ли работодатель на этом основании установить работнику дополнительную доплату (надбавку) к заработной плате, не связанную с изменением квалификационного разряда?

ОТВЕТ.
Рассмотрев Ваш вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Вопрос о том, устанавливать ли доплату лицам, прошедшим повышение квалификации, работодатель решает по собственному усмотрению. При этом не имеет значения период такого обучения, так как работодатель самостоятельно оценивает ожидаемую эффективность в работе в связи с повышением работником квалификации. Порядок установления стимулирующих доплат (надбавок) также определяется работодателем самостоятельно, а при наличии профсоюзной организации, - по согласованию с последней.

Обоснование вывода:

В соответствии со ст. 196 ТК РФ (Трудовой кодекс РФ) необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

К повышению квалификации следует относить любое обучение, в результате которого совершенствуются знания, умения и навыки работника в том или ином виде деятельности.

Как предусмотрено ст. 129 ТК РФ (Трудовой кодекс РФ), заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Если работодатель полагает, что после повышения квалификации деятельность работника станет более эффективной, он вправе по собственному усмотрению повысить заработную плату такому работнику путем увеличения оклада, либо установления доплаты (надбавки). Такая доплата может служить стимулирующим средством к повышению сотрудниками собственной квалификации.

Как разъясняет начальник отдела трудовых отношений и оплаты труда Минздравсоцразвития России Н. Ковязина, критерии установления надбавки определяются предприятием самостоятельно. Надбавки устанавливаются, как правило, на основе аттестации или иного порядка оценки качества работы и результативности их деятельности. В период между аттестациями решение о надбавке принимает администрация по согласованию с профсоюзным комитетом с учетом мнения аттестационной комиссии (см. "Установление стимулирующих надбавок и доплат к заработной плате", Н. Ковязина, "Кадровик", N 1, январь 2006 г.).

Таким образом, в случае повышения работником квалификации, подтвержденного соответствующим удостоверением, работодатель самостоятельно решает вопрос об установлении стимулирующих доплат (надбавок) сотруднику в порядке, установленном в организации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Карасевич Любовь

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
Компания "Гарант", г.Москва

21.04.2009

ВОПРОС. Индивидуальный предприниматель в 2008 году применял УСН ("доходы"). Все поступившие на расчетный счет денежные средства за истекший период пошли на оплату процентов и погашение банковского кредита.
Может ли индивидуальный предприниматель при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учесть понесенные расходы?

ОТВЕТ.
Рассмотрев Ваш вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения "доходы" налоговая база не зависит от величины понесенных расходов.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 346.14 НК РФ (Налоговый кодекс РФ) объектом обложения налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), могут быть:
- доходы;
- доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налоговая база для исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, зависит от выбранного объекта налогообложения (ст. 346.18 НК РФ (Налоговый кодекс РФ)).

В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 346.18 НК РФ (Налоговый кодекс РФ)).

В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (п. 2 ст. 346.18 НК РФ (Налоговый кодекс РФ)).

Налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 249 и ст. 250 НК РФ (Налоговый кодекс РФ) (п. 1 ст. 346.15 НК РФ (Налоговый кодекс РФ)). При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ (Налоговый кодекс РФ) (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ (Налоговый кодекс РФ)).

Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах (п. 1-2 ст. 249 НК РФ (Налоговый кодекс РФ)).

Статья 346.16 НК РФ (Налоговый кодекс РФ), которая предусматривает порядок определения расходов, применяется только к налогоплательщикам, выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Таким образом, налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения "доходы", при определении налоговой базы не могут уменьшить величину полученных доходов на величину понесенных расходов.

Исчисление и уплата налога должны были осуществляться в порядке, предусмотренном ст. 346.21 НК РФ (Налоговый кодекс РФ), то есть исходя из ставки налога и фактически полученных доходов.

В то же время обращаем ваше внимание на то, что согласно п. 3 ст. 346.21 НК РФ (Налоговый кодекс РФ) налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, вправе уменьшить сумму исчисленного ими за отчетный (налоговый) период налога на сумму исчисленных и уплаченных за этот же период времени в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также на сумму выплаченных своим работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма исчисленного налога не может быть уменьшена более чем на 50%.

Рекомендуем дополнительно ознакомиться с материалами, представленными в системе ГАРАНТ:

- Вопрос: ООО находится на "упрощенке" (объект налогообложения - доходы). От организации на счет ООО поступили денежные средства за оказанные услуги. Как рассчитать единый налог? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2007 г.);

- Вопрос: С 2007 г. организация переведена с общей системы на упрощенную систему налогообложения. Объект налогообложения - доходы. Означает ли это, что на расходы можно относить величины, не нормируя их? Например: - Командировочные расходы, сверх лимита (100 руб.); - Бензин - по повышенным нормам списания; - Представительские расходы и т.д. (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2007 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов
Степовая Яна

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Горностаев Вячеслав
Компания "Гарант", г.Москва

 

В части 1 ст. 1

10.04.2009
 
ВОПРОС. Должно ли государственное учреждение применять процедуру размещения заказов, предусмотренную Федеральным законом от 21.06.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных учреждений" при заключении договоров аренды недвижимого имущества?

ОТВЕТ. В части 1 ст. 1Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) указано, что Закон N 94-ФЗ регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - размещение заказа). Согласно части 1 ст. 2 Закона N 94-ФЗ законодательство РФ о размещении заказов основывается на положениях ГК РФ (Гражданский кодекс РФ), Бюджетного кодекса РФ и состоит из Закона N 94-ФЗ, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.

Договор аренды (глава 34 ГК РФ (Гражданский кодекс РФ)) не является ни договором поставки (глава 30 ГК РФ (Гражданский кодекс РФ)), ни договором подряда (глава 37 ГК РФ (Гражданский кодекс РФ)), ни договором возмездного оказания услуг (глава 39 ГК РФ (Гражданский кодекс РФ)), ни какой-либо разновидностью (подвидом) любого из этих договоров (каждый из указанных видов договоров имеет свой особый предмет). С учетом положений ст. 1 Закона N 94-ФЗ это означает, что законодательство о размещении заказов (в том числе Закон N 94-ФЗ) распространяется исключительно на отношения, связанные с размещением государственных и муниципальных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, и не может применяется к отношениям по аренде имущества (в том числе недвижимого) для государственных или муниципальных нужд.

Аналогичное мнение выражено в письме Министерства экономического развития и торговли РФ от 09.06.2008 N Д05-2302.

Отметим также, что тот факт, что в актах налогового законодательства сдача имущества в аренду именуется услугой (см., например, пп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ (Налоговый кодекс РФ)), имеет значение лишь для регулирования соответствующих отношений по установлению, введению и взиманию налогов.

Вывод:
По нашему мнению, положения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не распространяются на договоры аренды, заключаемые бюджетными организациями при осуществлении своей деятельности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Калашников Александр

Ответ проверил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Голованов Александр
Компания "Гарант", г.Москва
 

03.04.09

ВОПРОС. Как правильно оформить внутреннее совмещение? Какая форма приказа для этого используется? В одном случае происходит совмещение по одной должности (бухгалтер), в другой - по разным (заместитель директора и бухгалтер).

ОТВЕТ.
С письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (часть первая ст. 60.2 ТК РФ (Трудовой кодекс РФ)).

Часть вторая ст. 60.2 ТК РФ (Трудовой кодекс РФ) предусматривает, что дополнительная работа по другой профессии (должности) осуществляется путем совмещения профессий (должностей). Дополнительная работа по такой же профессии (должности) осуществляется путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Поэтому для заместителя директора дополнительная работа - это совмещение должностей, а для бухгалтера - увеличение объема работ.

Согласно части третьей ст. 60.2 ТК РФ (Трудовой кодекс РФ) срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника. Размер доплаты за совмещение должностей, увеличение объема работ устанавливается соглашением сторон (часть вторая ст. 151 ТК РФ (Трудовой кодекс РФ)) и максимальным размером не ограничивается.

В соответствии с п. 3 Инструкции Госкомтруда СССР от 14.05.1982 N 53-ВЛ по применению постановления Совета Министров СССР от 04.12.1981 N 1145 "О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)" (далее - Инструкция) соглашение о совмещении профессий (должностей), а также об увеличении объема работ оформляется приказом (распоряжением) работодателя. Инструкция подлежит применению в части, не противоречащей ТК РФ (Трудовой кодекс РФ) (ст. 423 ТК РФ (Трудовой кодекс РФ)). Таким образом, о совмещении должностей и об увеличении объема работ следует издать приказ. Среди унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденных постановлением Госкомтруда России от 05.01.2004 N 1, приказ о совмещении должностей, увеличении объема работы отсутствует. Поэтому Вы вправе издать приказ в произвольной форме. В приказе, на наш взгляд, следует отразить срок дополнительной работы, ее содержание и объем (в случае совмещения должностей - совмещаемую должность, а в случае увеличения объема работ - новые нормы труда), размер доплаты. С приказом работник в обязательном порядке должен быть ознакомлен под роспись. Учтите, подпись работника об ознакомлении с приказом, не означает, что он согласен на выполнение дополнительной работы, фигурирующей в приказе.

Кроме приказа обычно составляется соглашение о совмещении должностей, об увеличении объема работы. Заметим, что подписывать такое соглашение не обязательно. Свое согласие на дополнительную работу сотрудник может оформить заявлением или отразить непосредственно в приказе (например, словами "согласен", "не возражаю").

Рекомендуем ознакомиться с формами приказов по совмещению, которые размещены в системе ГАРАНТ:
- Как оформить замещающего работника. Наша справка ("Кадровик. Кадровое делопроизводство", N 6, июнь 2007 г.);
- Унифицированные формы приказов по личному составу: дорабатываем существующие и проектируем новые (Л.А. Румынина, "Кадровая служба и управление персоналом предприятия", N 11, ноябрь 2007 г.);
- Руководитель и главный бухгалтер в одном лице: особенности оформления пакета взаимосвязанных документов (Е.В. Орлова, "Налоговый вестник", N 12, декабрь 2008 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Михайлов Иван
Компания "Гарант", г.Москва

Вверх

Компания-разработчик системы ГАРАНТ:


Что можно сделать:

Задать вопрос

специалисту Горячей линии
специалисту Технической поддержки
эксперту-аудитору

Зарегистрироваться

на Всероссийский онлайн-семинар
 
Заказать документ
Получить Сертификат профессионального пользователя
Пригласить специалиста для демонстрации услуг компании
Найти работу в компании
Оставить отзыв
заказать прайс-лист


Поиск по сайту


Найти




Текущий мониторинг

Сегодня 19 июня 2018 г.

Документы:

Российская Федерация

Свердловская область 29.06.13

Судебная практика:

АРХИВ МОНИТОРИНГА

Кому, на Ваш взгляд, более интересен диск Энциклопедия Российского законодательства

студенты
преподаватели
любые специалисты

     Свой вариант



Ответить  Результаты