июнь 2009

 

11.06.2009

ВОПРОС. Организация является покупателем товара за наличный расчет, выдана доверенность сотруднику. Какие документы должно выдать юридическое лицо (продавец) при продаже товара за наличный расчет физическому лицу, действующему от имени другого юридического лица по доверенности? Должны ли выдаваться счет-фактура и накладная?

ОТВЕТ.
В соответствии с п. 1 ст. 185 ГК РФ (Гражданский кодекс РФ) доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Лицо, которому выдана доверенность, в силу ст. 187 ГК РФ (Гражданский кодекс РФ) должно лично совершать те действия, на которые оно уполномочено.
Следовательно, физическое лицо, действуя по доверенности от имени организации, заявляет о себе как о представителе юридического лица.
В этом случае при покупке товаров за наличный расчет продавец обязан выдать покупателю (а покупатель вправе потребовать у продавца) следующие документы:
- кассовый чек (товарный чек);
- квитанцию к приходному кассовому ордеру;
- товарную накладную по форме ТОРГ-12;
- счет-фактуру (при условии, что продавец является налогоплательщиком налога на добавленную стоимость (НДС)).

Кассовый чек

Согласно ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
По мнению финансовых и налоговых органов, чеки ККТ являются первичными документами, подтверждающими затраты по приобретению товаров и услуг за наличный расчет (письма Минфина России от 17.09.2008 N 03-03-07/22, УФНС по г. Москве от 12.04.2006 N 20-12/29007).
Так, например, в письмах от 05.01.2004 N 16-00-17/2 и 03.04.2007 N 03-03-06/1/209 Минфин России разъяснил, что кассовый чек, выданный при применении контрольно-кассовой техники, является документом, подтверждающим исполнение обязательств по договору купли-продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и составляется в момент совершения операции, как того требует Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ), в связи с чем, как делает вывод Минфин России, кассовый чек является первичным учетным документом. Согласно Положению по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 N 745, чек должен иметь следующие реквизиты:
- наименование организации (индивидуального предпринимателя);
- идентификационный номер организации (индивидуального предпринимателя);
- заводской номер ККТ;
- порядковый номер чека;
- дату и время покупки,
- стоимость покупки;
- признак фискального режима.
На выдаваемом покупателю чеке могут содержаться и другие данные, а именно перечень приобретаемых товаров.
Если в чеке отсутствует какой-либо из вышеперечисленных реквизитов (например, наименование приобретенного товара), покупателю выписывается товарный чек с указанием в нем названия организации (индивидуального предпринимателя), наименования и сорта (артикула) изделия, цены, даты продажи и фамилии продавца. Согласно ст. 493 ГК РФ (Гражданский кодекс РФ) товарный чек является одним из первичных документов, на основании которого покупатель может подтвердить факт оплаты приобретенного товара. Форма товарного чека не содержится в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Поэтому для принятия его к бухгалтерскому учету необходимо, чтобы товарный чек содержал реквизиты, перечисленные в ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

Квитанция к приходно-кассовому ордеру (ПКО)

В соответствии с п. 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (утвержден решением Совета Директоров ЦБР 22.09.1993 N 40) прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам (при приеме денег выдается квитанция к ПКО за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата), подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия (письма УМНС России по г. Москве от 13.08.2003 N 29-12/44313, от 20.10.2003 N 29-12/58566).
В письме МНС России от 06.05.2004 N 03-1-08/1141/15 разъяснено, что Порядок ведения кассовых операций действует в части, не противоречащей Закону N 54-ФЗ, на основании чего можно сделать вывод, что, принимая наличную оплату от организаций, продавцы должны выдавать им не только кассовый чек, но и квитанцию к ПКО. В то же время и ПКО, и кассовый чек свидетельствуют о том, что факт оплаты состоялся. То есть оба эти документа показывают, что деньги от покупателя были приняты продавцом. В таком случае отсутствие квитанции к ПКО не лишает организацию возможности признать суммы оплаты в расходах.

Товарная накладная

Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденный постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, предусматривает такой первичный учетный документ, как товарная накладная (форма N ТОРГ-12), применение которой обязательно для оформления продажи товарно-материальных ценностей сторонней организации. Учитывая, что физическое лицо, действуя на основании доверенности, как раз и является представителем такой сторонней организации, продавец должен оформить покупателю накладную по форме ТОРГ-12.
ТОРГ-12 составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.
Кроме того, ТОРГ-12 является оправдательным документом, подтверждающим переход права собственности на приобретаемые товары (если иное не установлено договором поставки на покупку (продажу)) и расходы покупателя в виде покупной стоимости реализованных товаров (смотрите также письмо Минфина России от 25.06.2007 N 03-03-06/1/392). На основании вышеизложенного, а также в связи с тем, что, как было отмечено выше, товарный чек подтверждает только факт оплаты приобретенного товара, затраты на приобретение товара, равно как и его оприходование, могут быть учтены организацией в составе расходов только на основании накладной. Поэтому, поскольку в составе комплекта документов, полученных от продавца товара, будет в наличии накладная по форме ТОРГ-12, товарный чек в такой ситуации не требуется.

Счет-фактура

Отметим, что счет-фактура является исключительно налоговым документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению (ст. 169 НК РФ (Налоговый кодекс РФ)).
Отметим, что согласно п. 7 ст. 168 НК РФ (Налоговый кодекс РФ) при реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.
Однако в рассматриваемой ситуации покупателем товара за наличный расчет является не население, а организация. Поэтому в случае, если продавец является плательщиком НДС, на него возлагается обязанность выписать физическому лицу, действующему на основании доверенности, счет-фактуру в соответствии с нормой п. 3 ст. 168 НК РФ (Налоговый кодекс РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Мельникова Елена
Компания "Гарант", г.Москва
 

09.06.2009

ВОПРОС. Можно ли директору аптечной организации исполнять обязанности заведующей аптекой?

ОТВЕТ.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Директор аптечной организации вправе работать в должности заведующего аптекой на условиях совмещения должностей либо совместительства

Обоснование вывода:
Трудовым законодательством предусмотрена возможность выполнения работником дополнительной работы наряду с основной путем совмещения профессий (должностей) или по совместительству.
Выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности) за дополнительную оплату квалифицируется как совмещение профессий (должностей) (ст. 60.2 ТК РФ (Трудовой кодекс РФ)). При этом размер доплаты за совмещение устанавливается соглашением сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 151 ТК РФ (Трудовой кодекс РФ)). Совмещение возможно только у одного и того же работодателя. Трудовой кодекс РФ не содержит каких-либо норм, ограничивающих право руководителей организаций на совмещение должностей.
В соответствии со ст. 282 ТК РФ (Трудовой кодекс РФ) совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Поскольку в рассматриваемой ситуации речь идет о работе у одного и того же работодателя, совместительство будет внутренним. Оплата труда совместителей производится пропорционально отработанному времени в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором (ст. 284 ТК РФ (Трудовой кодекс РФ)). Согласно ст. 282 ТК РФ (Трудовой кодекс РФ) особенности работы по совместительству фармацевтических работников определены в постановлении Минтруда РФ от 30.06.2003 N 41.
К сведению:
Требования к персоналу аптечных организаций установлены в отраслевом стандарте ОСТ 91500.05.0007-2003 Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения (утвержден приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 N 80). Так, например, согласно п. 8.2 этого документа руководство аптечной организацией осуществляет провизор, имеющий сертификат специалиста и стаж работы по специальности не менее 3 лет. В аптечных организациях, расположенных вне города, руководство аптечной организацией может осуществлять фармацевт, имеющий сертификат специалиста.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суздолева Елена

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Голованов Александр
Компания "Гарант", г.Москва

Вверх

Компания-разработчик системы ГАРАНТ:


Что можно сделать:

Задать вопрос

специалисту Горячей линии
специалисту Технической поддержки
эксперту-аудитору

Зарегистрироваться

на Всероссийский онлайн-семинар
 
Заказать документ
Получить Сертификат профессионального пользователя
Пригласить специалиста для демонстрации услуг компании
Найти работу в компании
Оставить отзыв
заказать прайс-лист


Поиск по сайту


Найти




Текущий мониторинг

Сегодня 19 июня 2018 г.

Документы:

Российская Федерация

Свердловская область 29.06.13

Судебная практика:

АРХИВ МОНИТОРИНГА

Кому, на Ваш взгляд, более интересен диск Энциклопедия Российского законодательства

студенты
преподаватели
любые специалисты

     Свой вариант



Ответить  Результаты