ноябрь-декабрь 2009

21.12.09

ВОПРОС.
Обязана ли медицинская организация выдавать лицу, работающему по совместительству, листок нетрудоспособности без предъявления работником медицинского полиса от работодателя по совместительству (по основному месту работы листок выдан)?

ОТВЕТ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Отказ медицинской организации в выдаче листка нетрудоспособности работнику для представления в организацию, где он работает по совместительству, по мотиву непредставления работником полиса обязательного медицинского страхования по данному месту работы незаконен. Получение медицинского полиса по более чем одному месту работы одновременно не предусмотрено законом.

Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 60.1 ТК РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ) назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица (т.е. работника), а в случае, если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, пособия назначаются и выплачиваются ему каждым работодателем. Для назначения пособия работник представляет выданный ему в медицинском учреждении листок нетрудоспособности (ч. 4 ст. 13 Закона N 255-ФЗ).
Согласно пункту 1 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности (утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 августа 2007 г. N 514 (с изменениями от 27 октября, 18 декабря 2008 года) (далее - Порядок) листок нетрудоспособности выдается застрахованным лицам, являющимся гражданами Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства, в том числе работающим по трудовым договорам.
При этом выдача листков нетрудоспособности осуществляется при предъявлении паспорта или документа, его заменяющего (предъявление других документов законом не предусмотрено). В случае, если гражданин работает у нескольких работодателей, выдается несколько листков нетрудоспособности для предъявления по каждому месту работы (п. 4 Порядка).
Законодательство не предусматривает возможности получения одним лицом нескольких страховых полисов, более того, в соответствии с п. 6.1. Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан (утверждены Федеральным фондом ОМС 3 октября 2003 г. N 3856/30-3/и) территориальный фонд ОМС принимает меры по недопущению случаев выдачи застрахованному гражданину двух и более страховых медицинских полисов обязательного медицинского страхования.
Таким образом, полис может быть выдан застрахованному лицу только по одному месту работы. Соответственно, медицинское учреждение (в рассматриваемой ситуации) не вправе отказать в выдаче больничного листа в двух экземплярах для предъявления обоим работодателям.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

 четвертая вводимой с 1 января 2010 г. в действие ст. 15.1 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об охранной деятельности, здесь и далее все нормы указанного Закона мы приводим

07.12.09

ВОПРОС. C 01.01.2010 вступают в силу изменения в закон о деятельности частных охранных организаций (ЧОО). Кто может являться учредителем ЧОО? Какие требования к учредителю - физическому лицу и какие - к юридическому лицу?
Может ли с 01.01.2010 являться учредителем (участником) ЧОО юридическое лицо, вид деятельности которого не охранные, а иные виды услуг (торговля)?

ОТВЕТ.
Часть четвертая вводимой с 1 января 2010 г. в действие ст. 15.1 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об охранной деятельности, здесь и далее все нормы указанного Закона мы приводим в редакции Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ) устанавливает, что частная охранная организация (далее - ЧОО) не может являться дочерним обществом организации, осуществляющей иную деятельность, кроме охранной. Для учредителя (участника) ЧОО данный вид деятельности должен быть основным. Право учреждения ЧОО юридическим лицом, осуществляющим иную деятельность, кроме охранной, может быть предоставлено при наличии достаточных оснований в порядке, установленном Правительством РФ.
Из приведенных норм следует, что учредителем (участником) ЧОО не может быть организация, для которой охранная деятельность не является основным видом деятельности, кроме случаев, когда такое право предоставлено этой организации в установленном Правительством РФ порядке. Однако на настоящий момент такой порядок Правительством не установлен. Таким образом, организация, основным видом деятельности которой является торговля, после 1 января 2010 г. не сможет быть учредителем (участником) ЧОО.
В целом же получается, что учреждать (быть участником) ЧОО смогут только иной ЧОО либо же физическое лицо, отвечающие требованиям части пятой ст. 15.1 Закона об охранной деятельности.
Но если с требованиями к учредителям (участникам) - юридическим лицам все более-менее понятно, то с требованиями к учредителям (участникам) - физическими лицами ясности нет. В части четвертой ст. 15.1 Закона РФ об охранной деятельности законодатель указал: "Для учредителя (участника) ЧОО данный вид деятельности должен быть основным". А в п. 2 части пятой ст. 15.1 Закона говорится, что учредителями (участниками) ЧОО не могут являться физические и (или) юридические лица, не соответствующие требованиям, указанным в части четвертой названной статьи. То есть требование об осуществлении учредителем (участником) ЧОО охранной деятельности в качестве основной формально относится и к учредителю (участнику) - физическому лицу.
Однако нормативно-правового определения понятия "основная деятельность физического лица" не существует. Закон об охранной деятельности также не указывает, что в нем понимается под основной деятельностью физического лица - учредителя.
Учитывая, что в соответствии с частью первой ст. 11 Закона об охранной деятельности оказание охранных услуг разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел, полагаем, что вряд ли законодатель мог подразумевать, что физическое лицо, являющееся учредителем (участником) ЧОО, должно быть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя и заниматься оказанием охранных услуг.
Возможно, законодатель подразумевал, что физическое лицо, являющееся учредителем (участником) ЧОО, должно иметь правовой статус частного охранника и при этом работать в этом качестве по трудовому договору (часть первая ст. 11.1 Закона об охранной деятельности).
Вместе с тем такое условие, по нашему мнению, не соотносится с требованиями корпоративного законодательства. Так, например, Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" не предусматривает, что право участника на долю в уставном капитале общества может быть поставлено в зависимость от наличия у участника определенного статуса (например, частного охранника) либо от того, работает ли участник общества по трудовому договору.
С учетом сказанного наиболее вероятным, по нашему мнению, выглядит предположение о некорректности формулировок части четвертой и п. 2 части пятой ст. 15.1 Закона об охранной деятельности. Вместе с тем устранить имеющуюся неясность возможно только путем изменения соответствующих норм. О существовании каких-либо официальных разъяснений по данному вопросу нам неизвестно. Однако на обозначенную проблему обращают внимание и другие комментаторы (Т.А. Манакова. Об изменениях, внесенных в Закон РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации". - Система ГАРАНТ, 2009).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ефимова Ольга

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

19.11.09

ВОПРОС. Как государственному заказчику правильно определить сумму общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством РФ в целях размещения заказа у субъектов малого предпринимательства (не менее чем 10 и не более чем 20 процентов общего годового объема)? Правильно ли, если государственный заказчик сейчас определяет все максимальные цены, выставленные на торги согласно перечню, а также все закупки согласно перечню на сумму, не превышающую установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в России между юридическими лицами по одной сделке?

ОТВЕТ.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о госзакупках) государственные заказчики обязаны размещать заказы у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10% и не более чем 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством РФ.
Соответствующий перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 642 (далее - Перечень).
Из буквального прочтения ч. 1 ст. 15 Закона о госзакупках следует, что речь в ней идет не обо всех размещаемых заказах, а только о тех, которые включены в Перечень, т.е. объем закупок в размере от 10% до 20%, который должен размещаться среди субъектов малого предпринимательства, определяется в совокупности только по видам товаров, работ и услуг, включенных в Перечень. На это, в частности, обращено внимание в письме Федеральной антимонопольной службы и Министерства экономического развития РФ от 17, 18.08.2009 NN АЦ/27510, 13497-АП/Д05.
Указанное письмо содержит рекомендации по определению объема средств, подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства.
Заказчику рекомендовано в первую очередь определить общую сумму средств, выделенных на закупку товаров, работ, услуг, входящих в перечень.
Затем исходя из этой суммы, определить объем (в диапазоне от 10% до 20% от указанной суммы) заказов, которые будут размещены у субъектов малого предпринимательства. Например, общая сумма средств, предназначенных на приобретение товаров (работ, услуг), включенных в Перечень, у заказчика составляет 50 млн. рублей. В этом случае минимально возможная сумма, которая может быть израсходована при размещении заказа у субъектов малого предпринимательства, составляет 5 млн. рублей, а максимальная - 10 млн. рублей.
Конкретные позиции перечня, по которым будет размещен заказ путем проведения торгов или запроса котировок у субъектов малого предпринимательства, заказчик определяет самостоятельно с учетом собственных нужд.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о госзакупках размещение государственного (муниципального) заказа может осуществляться как путем проведения торгов в форме конкурса либо аукциона, так и без проведения торгов (в частности, путем запроса котировок или у единственного поставщика).
Из содержания ч. 1 ст. 15 Закона о госзакупках следует, что установленный данной нормой объем размещения заказов у субъектов малого предпринимательства предусмотрен только для случаев размещения заказов путем проведения торгов или запроса котировок.
Заказы, размещаемые иными способами (в том числе у единственного поставщика по правилам п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о госзакупках), в данном расчете не учитываются, т.к. при этом не выполняется условие о способе размещения заказа.
Таким образом, при наличии потребности в товарах, работах, услугах, включенных в Перечень, государственный заказчик (за исключением случаев размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства) обязан в течение года разместить у субъектов малого предпринимательства заказы на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг путем проведения торгов или запроса котировок в размере не менее чем 10% и не более чем 20% общего годового объема без учета объема заказов, размещенных у субъектов малого предпринимательства в соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о госзакупках.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Карасевич Любовь

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Вверх

Компания-разработчик системы ГАРАНТ:


Что можно сделать:

Задать вопрос

специалисту Горячей линии
специалисту Технической поддержки
эксперту-аудитору

Зарегистрироваться

на Всероссийский онлайн-семинар
 
Заказать документ
Получить Сертификат профессионального пользователя
Пригласить специалиста для демонстрации услуг компании
Найти работу в компании
Оставить отзыв
заказать прайс-лист


Поиск по сайту


Найти




Текущий мониторинг

Сегодня 13 декабря 2018 г.

Документы:

Российская Федерация

Свердловская область 29.06.13

Судебная практика:

АРХИВ МОНИТОРИНГА

Кому, на Ваш взгляд, более интересен диск Энциклопедия Российского законодательства

студенты
преподаватели
любые специалисты

     Свой вариант



Ответить  Результаты