февраль 2010

24.02.10.

ВОПРОС. Какие документы организация должна требовать от контрагентов при заключении гражданско-правовых договоров во избежание возникновения претензий со стороны налоговых органов?

ОТВЕТ.
Экономическая нестабильность в период кризиса, а также сложившаяся практика налоговых правоотношений побуждают хозяйствующих субъектов более осмотрительно подходить к выбору своих контрагентов с тем, чтобы впоследствии избежать негативных налоговых последствий.
Как отмечено в п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", налоговый орган может признать налоговую выгоду необоснованной, если докажет, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.
Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" (в редакции приказа ФНС России от 14 октября 2008 г. N ММ-3-2/467@) в качестве одного из критериев, при оценке которых налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, названо ведение налогоплательщиком финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
В пункте 12 Приложения N 2 к указанному приказу приведены рекомендации налогоплательщику о проведении проверки по возможности отнесения его контрагента к лицам, ведущим деятельность с высоким налоговым риском. В случае, если данные сведения налогоплательщиком проверены, это должно свидетельствовать о проявлении им должной осмотрительности при заключении хозяйственных договоров.
Тем же приказом утверждены Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок от 25 июня 2007 г., которыми Вы можете воспользоваться для оценки благонадежности контрагента.
По мнению Минфина РФ, изложенному в письме от 10 апреля 2009 г. N 03-02-07/1-177, об осмотрительности и осторожности налогоплательщика при выборе контрагента свидетельствуют меры, включающие получение налогоплательщиком таких документов, как:
- копии свидетельства о постановке контрагента на учет в налоговом органе;
- доверенности и иных документов, подтверждающих полномочия представителя контрагента на совершение сделок и подписание документов;
- выписки из ЕГРЮЛ, подтверждающую факт внесения в указанный реестр сведений о контрагенте;
- иные сведения, полученные из общедоступных (в том числе официальных) источников информации, характеризующих деятельность контрагента.
Законодательство не обязывает налогоплательщиков истребовать соответствующие документы от своих контрагентов-покупателей. Последние, в свою очередь, также не обязаны предоставлять поставщикам истребуемые документы и сведения. В то же время в целях проявления должной осмотрительности при заключении гражданско-правовых договоров сторона по договору вправе самостоятельно определять способы выявления неблагонадежных контрагентов и на основании полученных сведений принимать решение о целесообразности заключения договоров с теми или иными лицами.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
 

08.02.10

ВОПРОС. Несовершеннолетний имеет право собственности на недвижимое имущество (г. Новокузнецк), но сам еще не работает (15 лет). Обязан ли он самостоятельно уплачивать налог на имущество или это делают его родители?

ОТВЕТ.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Несовершеннолетний собственник имущества является плательщиком налога на имущество физических лиц. При этом его родители (усыновители, опекуны, попечители), являясь законными представителями налогоплательщика, совершают необходимые действия по своевременному перечислению сумм налога от имени налогоплательщика (несовершеннолетнего лица) и за счет его имущества.

Обоснование вывода:
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам (ст. 15 НК РФ).
В п. 4 ст. 12 НК РФ установлено, что местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Но специальной главы для этого обязательного платежа НК РФ в настоящее время не содержит.
Поэтому в силу ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ до введения в действие соответствующей главы в часть вторую НК РФ продолжают действовать акты законодательства РФ о налоге на имущество физических лиц, принятые до 1 января 2005 года.
В настоящее время налог на имущество физических лиц взимается на основании Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон N 2003-1).
Исходя из положений абзаца 1 ст. 19, абзаца 3 п. 2 ст. 11 НК РФ плательщиком соответствующего налога признается в случае и порядке, предусмотренных НК РФ, в том числе физическое лицо (гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства).
Следует подчеркнуть: налоговое законодательство не устанавливает дополнительного квалифицирующего признака налогоплательщика (физического лица), например, в зависимости от возраста.
От имени несовершеннолетнего лица (налогоплательщика) действуют его законные представители, которыми признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ (п. 2 ст. 27 НК РФ).
Так, согласно ст. 26 и ст. 33 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя, за исключением тех сделок, которые они вправе совершать самостоятельно в соответствии с п. 2 ст. 26 ГК РФ.
Таким образом, родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих в собственности имущество, подлежащее налогообложению, осуществляют правомочия по управлению данным имуществом, в том числе и исполняют обязанности по уплате налогов.
В письме Минфина России от 13.11.2006 N 03-06-02-05/13 также содержится вывод о том, что несовершеннолетний собственник имущества является плательщиком налога на имущество физических лиц. При этом его родители (усыновители, опекуны, попечители), являясь законными представителями налогоплательщика, совершают необходимые действия по своевременному перечислению сумм налога, исчисленного налоговым органом самостоятельно, от имени налогоплательщика (несовершеннолетнего лица) и за счет его имущества.
Аналогичная позиция изложена в письмах Минфина России от 10.09.2009 N 03-05-06-01/171, от 01.09.2009 N 03-05-06-01/140, от 28.08.2008 N 03-05-06-01/27.
Следует иметь в виду, что в ст. 4 Закона N 2003-1 указывается на наличие льготных категорий граждан, которые освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц. Эти льготы установлены на федеральном уровне и должны применяться на всей территории РФ вне зависимости от того, продублированы эти льготы в нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования или нет. Однако в рассматриваемой ситуации нет оснований для применения вышеуказанной нормы.
Однако в соответствии с п. 4 ст. 4 Закона N 2003-1 органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц и основания для их использования налогоплательщиками.
Так, Положение о налоге на имущество физических лиц, утвержденное постановлением Совета народных депутатов г. Новокузнецка от 23.11.2004 N 10/73 (далее - Положение), освобождает от уплаты налога на имущество физических лиц детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся собственниками жилых помещений (п. 4 Положения).
В силу положений п. 1, п. 8 и п. 9 ст. 5 Закона N 2003-1 сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами самостоятельно. Учитывая, что плательщиком налога на имущество физических лиц является несовершеннолетний гражданин, платежное извещение будет выписано на его имя.
При этом налоговые органы должны вручить платежные извещения (сумму налога к уплате) налогоплательщику (его законному представителю) не позднее 15 августа. Уплата налога проводится налогоплательщиком (его законным представителем) равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября (п. 3 Положения).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сосновская Татьяна

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир

Вверх

Компания-разработчик системы ГАРАНТ:


Что можно сделать:

Задать вопрос

специалисту Горячей линии
специалисту Технической поддержки
эксперту-аудитору

Зарегистрироваться

на Всероссийский онлайн-семинар
 
Заказать документ
Получить Сертификат профессионального пользователя
Пригласить специалиста для демонстрации услуг компании
Найти работу в компании
Оставить отзыв
заказать прайс-лист


Поиск по сайту


Найти




Текущий мониторинг

Сегодня 16 октября 2018 г.

Документы:

Российская Федерация

Свердловская область 29.06.13

Судебная практика:

АРХИВ МОНИТОРИНГА

Кому, на Ваш взгляд, более интересен диск Энциклопедия Российского законодательства

студенты
преподаватели
любые специалисты

     Свой вариант



Ответить  Результаты