июль 2010

28.07.10

ВОПРОС. Каков порядок перевода закрытого акционерного общества (ЗАО) в общество с ограниченной ответственностью (ООО)?

ОТВЕТ.
В гражданском законодательстве перевод ЗАО в ООО называется реорганизацией в форме преобразования и регламентируется ГК РФ (ст.ст. 57-60), Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО), Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО).
Согласно п. 1 ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью с соблюдением требований, установленных Законом об ООО (п. 1 ст. 20 Закона об АО).
Общее собрание акционеров принимает решение о реорганизации, которое должно содержать следующие сведения (п. 3 ст. 20 Закона об АО):
1) наименование, сведения о месте нахождения ООО, создаваемого в результате преобразования;
2) порядок и условия преобразования;
3) порядок обмена акций общества на доли участников в уставном капитале ООО;
4) список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого ООО, если уставом создаваемого ООО предусмотрено наличие ревизионной комиссии или ревизора;
5) список членов коллегиального исполнительного органа создаваемого ООО, если уставом ООО предусмотрено наличие коллегиального исполнительного органа;
6) указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого ООО;
7) список членов иного органа (за исключением общего собрания участников) создаваемого ООО, если его уставом предусмотрено наличие иного органа и его образование отнесено к компетенции общего собрания ООО;
8) указание об утверждении передаточного акта с приложением передаточного акта;
9) указание об утверждении устава создаваемого ООО с приложением устава.
Решение может содержать и дополнительные сведения, например сведения об аудиторе ООО, создаваемого путем реорганизации, иные данные о лицах, указанных в подпунктах 4-7 п. 3 ст. 20 Закона об АО, или другие не противоречащие федеральным законам сведения о реорганизации общества.
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 5 ст. 58 ГК РФ, п. 4 ст. 20 Закона об АО).
Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого общества в отношении всех его кредиторов и должников, включая оспариваемые обязательства, и порядок определения правопреемства в связи с изменениями вида, состава, стоимости имущества реорганизуемого общества, а также в связи с возникновением, изменением и прекращением прав и обязанностей реорганизуемого общества, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (п. 6 ст. 15 Закона об АО).
В течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации ЗАО обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации (преобразование), с приложением решения о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации (п. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации)). Рекомендуемая форма уведомления приведена в приложении к письму ФНС России от 23.01.2009 N МН-22-6/64.
Согласно п. 6 ст. 15 Закона об АО и п. 2 ст. 13.1 Закона о госрегистрации реорганизуемое общество после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц (журнал "Вестник государственной регистрации" - смотрите п. 1 приказа ФНС России от 16 июня 2006 г. N САЭ-3-09/355@), сообщение о своей реорганизации, соответствующее требованиям, установленным пунктами 6.1 и 6.2 ст. 15 Закона об АО.
Также согласно п. 2 ст. 13.1 Закона о госрегистрации реорганизуемое юридическое лицо, в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами. Государственная регистрация общества, созданного в результате реорганизации, и внесение записи о прекращении деятельности реорганизованного общества осуществляются при наличии доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном п. 6 ст. 15 Закона об АО (абз. 2 п. 6 ст. 15 Закона об АО).
В сообщении (уведомлении) согласно п. 6.1. ст. 15 Закона об АО указываются:
1) полное и сокращенное наименования, сведения о месте нахождения ЗАО;
2) полное и сокращенное наименования, сведения о месте нахождения создаваемого ООО;
3) форма реорганизации (преобразование);
4) описание порядка и условий заявления кредиторами ЗАО своих требований, включая указание места нахождения постоянно действующего исполнительного органа ЗАО, дополнительные адреса, по которым могут быть заявлены такие требования, а также способы связи с реорганизуемым обществом (номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и другие сведения);
5) сведения о лицах, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа ЗАО и ООО;
6) сведения о лицах, намеревающихся предоставить обеспечение кредиторам реорганизуемого общества, а также об условиях обеспечения исполнения обязательств по обязательствам реорганизуемого общества (при наличии таких лиц).
В уведомлении о реорганизации могут быть также указаны дополнительные сведения о реорганизуемом обществе, в частности сведения о кредитных рейтингах общества, а также об их изменении за три последних завершенных финансовых года или за каждый завершенный финансовый год, если общество осуществляет свою деятельность менее трех лет (п. 6.2 ст. 15 Закона об АО).
В процессе преобразования ЗАО в ООО происходит обмен акций реорганизуемого общества на доли участников ООО в порядке, определенном в решении общего собрания акционеров ЗАО (пп. 3 п. 3 ст. 20 Закона об АО).
Согласно п. 8.3.8 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (далее - Стандарты), ценные бумаги юридических лиц, реорганизуемых путем преобразования, при их конвертации погашаются (аннулируются).
Реорганизуемое ЗАО обязано сообщить регистратору, осуществляющему ведение реестра владельцев ценных бумаг общества, о факте подачи документов на государственную регистрацию юридического лица, создаваемого в результате такой реорганизации (о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении своей деятельности), в день подачи документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (п. 8.3.7 Стандартов).
Если реорганизуемое ЗАО осуществляет раскрытие информации в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах своей финансово-хозяйственной деятельности, данное общество обязано опубликовать сообщение о существенном факте (сведения о реорганизации эмитента) в порядке, установленном в разделе VI Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н.
ООО, созданное в результате реорганизации, обязано сообщить регистратору, осуществляющему ведение реестра владельцев ценных бумаг реорганизованного ЗАО, о факте своей государственной регистрации (о внесении записи о прекращении деятельности реорганизованного юридического лица) в день внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (п. 8.3.7 Стандартов).
На основании пп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан письменно сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения о реорганизации организации в течение 3-х дней со дня принятия такого решения. Форма для сообщения таких сведений установлена приказом ФНС РФ от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@. Невыполнение этой обязанности влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ.
В силу п. 11 ст. 89 НК РФ в связи с реорганизацией организации-налогоплательщика налоговый орган вправе назначить выездную налоговую проверку. Данная проверка может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
На основании п. 1 ст. 15 Закона о госрегистрации государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения реорганизуемого юридического лица.
В соответствии со ст. 14 Закона о госрегистрации для государственной регистрации вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, подается заявление по форме N Р12001. В связи с тем, что форма указанного заявления, утвержденная постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, не соответствует требованиям действующей редакции Закона об ООО, ФНС России письмом от 25.06.2009 N МН-22-6/511@ рекомендовала использовать форму N Р12001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации", размещенную на сайте ФНС России в сети Интернет по адресу: www.nalog.ru. Имеется указанная форма и в системе ГАРАНТ.
К заявлению прилагаются следующие документы:
- учредительные документы вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования;
- решение о реорганизации юридического лица;
- передаточный акт;
- документ об уплате государственной пошлины;
- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с подпунктами 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Отсутствие какого-либо из указанных документов влечет отказ в государственной регистрации в соответствии с пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации.
Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ), а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность (п. 1 ст. 16 Закона о госрегистрации).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Кузьмина Анна

20.07.10.

ВОПРОС. ЗАО было зарегистрировано в налоговых органах, однако до настоящего времени процедура государственной регистрации выпуска ценных бумаг не проводилась.
Какие последствия для общества могут возникнуть в связи с этим обстоятельством?

ОТВЕТ.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Непредоставление или несвоевременное предоставление документов для государственной регистрации выпуска акций в уполномоченный орган акционерное общество и его должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности.
В зависимости от конкретных обстоятельств подобное нарушение может быть квалифицировано арбитражным судом как основание для ликвидации акционерного общества.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о РЦБ) процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг включает следующие этапы:
- принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;
- утверждение решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;
- государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг;
- размещение эмиссионных ценных бумаг;
- государственную регистрацию отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.
На основании п. 2 ст. 25 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО) и п. 3.1.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (далее - Стандарты эмиссии), при учреждении общества все его акции должны быть размещены среди его учредителей. При этом размещение акций осуществляется на основании договора о создании акционерного общества в день его государственной регистрации, до государственной регистрации выпуска акций (пункты 3.1.1 и 3.1.2 Стандартов эмиссии).
Государственная регистрация выпуска акций при учреждении акционерного общества осуществляется одновременно с государственной регистрацией отчета об итогах выпуска акций (п. 1 ст. 19 Закона о РЦБ).
В соответствии с п. 3.2.2 Стандартов эмиссии документы на государственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителей акционерного общества при его учреждении, должны быть представлены в регистрирующий орган в течение одного месяца с даты государственной регистрации акционерного общества.
Нарушение эмитентом установленного федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг (в том числе сроков подачи документов на государственную регистрацию), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц эмитента в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей (ст. 15.17 КоАП РФ).
В зависимости от обстоятельств представление обществом документов в ФСФР с незначительным нарушением установленного срока может быть квалифицировано судом как малозначительное правонарушение (постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.02.2008 N А05-7461/2007). В то же время в постановлении от 12.07.2007 N А56-1615/2007 ФАС Северо-Западного округа не признал малозначительным правонарушением предоставление организацией документов для регистрации выпуска акций и отчета об итогах выпуска с пропуском срока более чем на 30 дней.
Отметим, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о ценных бумагах составляет один год со дня совершения административного правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушениях закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ. Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом (п. 3 ст. 61 ГК РФ).
В силу п. 20 ст. 42 Закона о РЦБ одной из функций федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг является обращение в арбитражный суд с иском о ликвидации юридического лица, нарушившего требования законодательства РФ о ценных бумагах и о применении к нарушителям санкций, установленных законодательством РФ.
При этом в каждом конкретном случае арбитражный суд дает оценку характеру нарушений законодательства со стороны юридического лица исходя из всех обстоятельств данного дела. В силу постановления КС РФ от 18.07.2003 N 14-П ликвидация юридического лица должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
В отдельных случаях суды выносят решение о ликвидации акционерного общества, квалифицируя непредставление документов в ФСФР как грубое нарушение закона, которые носят неустранимый характер (смотрите, например, решения Арбитражного суда Рязанской области от 19.04.2006 N А54-613/2006С19, от 14.04.2006 N А54-670/2006С7). В других случаях суды приходят к выводу об отсутствии оснований для ликвидации общества в связи с тем, что подобные нарушения не являются неустранимыми, грубыми и неоднократными и (или) на момент вынесения решения устранены обществом (постановления ФАС Северо-Западного округа от 14.05.2009 N А56-18631/2008; ФАС Поволжского округа от 04.06.2007 N А72-7652/06-21/121; Арбитражного суда Свердловской области от 28.05.2001 N А60-2263/2001-С3).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Левинская Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

13.07.2010

ВОПРОС. Женщина во время отпуска по уходу за ребенком работает на условиях неполного рабочего времени, при этом она получает пособие на этого ребёнка.
Имеет ли она право на получение пособия по временной нетрудоспособности в связи с осуществлением ухода за этим же больным ребенком?

ОТВЕТ.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу. В указанной ситуации женщина имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности в связи с осуществлением ухода за больным ребенком.

Обоснование вывода:
Согласно части третьей ст. 256 ТК РФ женщина во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком может работать на условиях неполного рабочего времени с сохранением права на получение пособия. В соответствии со ст. 183 ТК РФ при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами. Размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральными законами.
Из положений статей 93 и 256 ТК РФ следует, что работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений трудовых прав.
В соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией.
Процедура выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности регламентирована приказом Минздравсоцразвития России от 1 августа 2007 г. N 514 "О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности" (далее - Порядок).
Согласно п. 41 Порядка листок нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи не выдается в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. В соответствии с п. 42 Порядка при заболевании ребенка в период, когда мать не нуждается в освобождении от работы (сюда отнесен и отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет), листок нетрудоспособности по уходу за ребенком (в случае, когда он продолжает нуждаться в уходе) выдается со дня, когда мать должна приступить к работе.
По нашему мнению, из приведенных норм следует, что листок нетрудоспособности по уходу за больным ребенком не выдается матери, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, только в том случае, если она не нуждается при этом в освобождении от работы. Так как в рассматриваемой ситуации женщина работает в режиме неполного рабочего времени, такое освобождение ей требуется. Поэтому в случае болезни ребенка женщине, работающей неполный рабочий день или неделю, должен быть выдан листок нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи, несмотря на то, что она находится в отпуске по уходу за тем же ребенком.
Отметим, что когда заболевает сам работник, находящийся в отпуске по уходу за ребенком и работающий на условиях неполного рабочего времени, ему также выдается листок нетрудоспособности. Об этом прямо сказано в п. 24 Порядка.
Таким образом, в указанной ситуации женщина имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности в связи с уходом за больным ребенком.
Данный вывод подтверждается и разъяснениями специалистов ФСС России (смотрите: Вопрос: Сохраняется ли за женщиной, находящейся в отпуске по уходу за ребенком и работающей на условии неполного рабочего времени, право на пособие по временной нетрудоспособности? ("Нормативные акты для бухгалтера", N 14, июль 2008 г.); Вопрос: Работница находится в отпуске по уходу за малолетним ребенком. Месяц назад она приступила к работе на условиях неполного рабочего времени. Спустя неделю у нее заболел ребенок, и она принесла больничный лист. Может ли организация оплачивать работнице больничный лист по уходу за больным ребенком, если она находится в отпуске по уходу за этим же ребенком до полутора лет и получает ежемесячное пособие? ("Российский налоговый курьер", N 24, декабрь 2007 г.)).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Авдейкина Алевтина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кикинская Анна

09.07.10.

ВОПРОС. В организации работает сотрудник, в трудовой книжке которого на титульном листе указана фамилия с ошибкой. Трудовая книжка была оформлена в 2003 году другой организацией. В трудовую книжку работника уже вносились сведения о работе у нынешнего работодателя.
Что делать в указанной ситуации (получается, что трудовая книжка принадлежит другому человеку)?

ОТВЕТ.
Согласно пп. "а" п. 9 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225 (далее - Правила ведения трудовых книжек), в трудовую книжку при ее оформлении на титульном листе вносятся сведения о фамилии, имени, отчестве, дате рождения (число, месяц, год) работника на основании паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.
В литературе высказывается две точки зрения о возможности исправления ошибок, допущенных при заполнении титульного листа трудовой книжки.
Ряд специалистов полагают, что исправление таких ошибок невозможно, поскольку нормативные акты о ведении трудовых книжек такой возможности не предусматривают. Существует мнение, что работнику в такой ситуации должен быть заведен дубликат трудовой книжки (смотрите, например: Дудко М. Трудовая для ленивых: выйди из подполья, "Московский бухгалтер", N 16, август 2008 г.; Колобова С.В. Трудовое право России: Учебное пособие для вузов. - ЗАО Юстицинформ, 2005 г.).
Другие же считают, что в этом случае могут быть внесены исправления в общем порядке, предусмотренном нормативными актами о ведении трудовых книжек (смотрите, например: Сальникова Л.В., Шитова М.А. Трудовые отношения. Типичные ошибки. - Система ГАРАНТ, 2009).
В соответствии с п. 27 Правил ведения трудовых книжек в случае выявления неправильной или неточной записи в трудовой книжке исправление ее производится по месту работы, где была внесена соответствующая запись, либо работодателем по новому месту работы на основании официального документа работодателя, допустившего ошибку. Работодатель обязан в этом случае оказать работнику при его обращении необходимую помощь.
Как мы видим, эта норма не указывает на части, разделы трудовой книжки, в которых нельзя было бы исправлять неправильные или неточные записи, а также не устанавливает какие-либо конкретные части, разделы трудовой книжки, в которых, наоборот, можно было бы исправлять неправильные или неточные записи.
Иных норм, прямо запрещающих исправлять неправильные или неточные записи на титульном листе трудовой книжки либо прямо разрешающих исправлять неправильные или неточные записи только в разделах "Сведения о работе" и "Сведения о награждении", правовые акты не содержат.
Пунктом 26 Правил ведения трудовых книжек предусмотрено, что изменение записей о фамилии, имени, отчестве и дате рождения, а также об образовании, профессии и специальности работника производится работодателем по последнему месту работы на основании паспорта, свидетельства о рождении, о браке, о расторжении брака, об изменении фамилии, имени, отчества и других документов.
В связи с этим мы полагаем, что предусмотренный Правилами ведения трудовых книжек механизм исправления неправильной или неточной записи в полной мере может быть применен и к ситуации, когда допущена ошибка в сведениях, содержащихся на титульном листе трудовой книжки.
В приведенной ситуации единственным лицом, достоверно знающим, что соответствующая трудовая книжка выдавалась именно этому гражданину (т.е. лицу с той фамилией, которая указана в паспорте), является работодатель, который впервые принимал этого гражданина на работу, оформлял ему трудовую книжку и допустил в ней ошибку. Поэтому этот работодатель должен внести соответствующее исправление в трудовую книжку работника либо же соответствующее изменение может быть внесено организацией на основании официального документа работодателя, допустившего ошибку. Этот документ должен подтверждать, что данная трудовая книжка была оформлена и принадлежит принятому в организацию гражданину.
Изменения в фамилию вносятся на первой странице (титульном листе) трудовой книжки. Одной чертой зачеркивается ранее указанная фамилия (неверная) и записывается верная фамилия в соответствии с паспортом работника. Ссылки на соответствующие документы делаются на внутренней стороне обложки трудовой книжки и заверяются подписью работодателя или специально уполномоченного им лица и печатью организации (п. 2.3 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 10 октября 2003 г. N 69).
Если работодатель, который завел трудовую книжку, ликвидирован, отказывается внести в трудовую книжку необходимое исправление либо отказывается выдать официальный документ, подтверждающий принадлежность трудовой книжки указанному работнику, то данный гражданин вправе обратиться в суд в порядке особого производства для установления принадлежности ему этой трудовой книжки (глава 28 ГПК РФ).
Возможность исправления ошибок, допущенных в написании фамилии в трудовой книжке, работодателем, заводившим такую книжку, или на основании его официального документа текущим работодателем работника подтверждается следующей судебной практикой:
Обзор судебной практики Кемеровского областного суда N 01-19/386 рассмотрения судами Кемеровской области дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
Обобщение судебной практики рассмотрения судьями Липецкой области гражданских дел по заявлениям об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
Обобщение Ульяновским областным судом судебной практики по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассмотренным районными (городскими) судами области за 2004 год (ознакомиться с последним обобщением можно, пройдя по гиперссылке: http://uloblsud.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=279&Itemid=6).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ефимова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кикинская Анна

Вверх

Компания-разработчик системы ГАРАНТ:


Что можно сделать:

Задать вопрос

специалисту Горячей линии
специалисту Технической поддержки
эксперту-аудитору

Зарегистрироваться

на Всероссийский онлайн-семинар
 
Заказать документ
Получить Сертификат профессионального пользователя
Пригласить специалиста для демонстрации услуг компании
Найти работу в компании
Оставить отзыв
заказать прайс-лист


Поиск по сайту


Найти




Текущий мониторинг

Сегодня 21 апреля 2018 г.

Документы:

Российская Федерация

Свердловская область 29.06.13

Судебная практика:

АРХИВ МОНИТОРИНГА

Кому, на Ваш взгляд, более интересен диск Энциклопедия Российского законодательства

студенты
преподаватели
любые специалисты

     Свой вариант



Ответить  Результаты