октябрь 2010

 

29.10.10

ВОПРОС.Организация безвозмездно получила запчасти для автомобиля в количестве 5 штук по цене - 500,00 рублей, включая НДС. В дальнейшем запчасти будут проданы клиентам. Каков порядок бухгалтерского и налогового учета безвозмездного получения и последующей реализации запчастей?

ОТВЕТ.

Налоговый учет

В соответствии с п. 2 ст. 248 НК РФ для целей налогообложения прибыли имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).
При этом доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ, признаются внереализационными доходами налогоплательщика (п. 8 ст. 250 НК РФ).
Доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (ст. 271 Налогового кодекса).
При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом ст. 40 НК РФ, но не ниже установленной в главе 25 НК РФ остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.
Согласно пп. 1 п. 4 ст. 271 НК РФ для внереализационных доходов датой получения дохода признается дата подписания сторонами акта приема-передачи имущества (приемки-сдачи работ, услуг) для доходов в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг).
Таким образом, в случае безвозмездного получения организацией запчастей (товаров) в составе доходов для целей налогообложения прибыли должен быть признан внереализационный доход в оценке по рыночной стоимости этих запчастей.
При дальнейшей реализации безвозмездно полученных товаров при расчете налога на прибыль расходов у организации не возникает, поскольку для целей налогового учета стоимость данных товаров ст. 268 НК РФ не определяется (письмо Минфина России от 19.01.2006 N 03-03-04/1/44).

Бухгалтерский учет

Согласно п. 2 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.2001 N 44н) к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы, в том числе полученные безвозмездно и предназначенные для дальнейшей реализации.
При этом фактическая себестоимость материально-производственных запасов, полученных организацией безвозмездно, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету (п. 9 ПБУ 5/01). Текущая рыночная стоимость формируется на основе цены, действующей на дату оприходования имущества на этот или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем (Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).
В соответствии с п. 8 ПБУ 9/99 "Доходы организации" (утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 32н) активы, полученные безвозмездно, являются прочими доходами.
На основании Плана счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н) рыночная стоимость безвозмездно полученных материальных ценностей, предназначенных для продажи, отражается по кредиту счета 98 "Доходы будущих периодов", субсчет 98-2 "Безвозмездные поступления", в корреспонденции со счетом 41 "Товары".
Суммы, учтенные на счете 98, списываются с этого счета в кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы" по мере списания таких активов на счета учета затрат на производство (расходов на продажу). Суть использования счета 98 в том, что при формировании финансового результата в бухгалтерском учете одновременно учитывается сумма, относимая на затраты при выполнении работ (услуг), и сумма прочих доходов. Решение об использовании счета 98 необходимо закрепить в учетной политике, указав при этом, что если в одном и том же отчетном периоде происходит и поступление, и списание безвозмездно полученных материальных ценностей, то используется счет 91 "Прочие доходы".
Таким образом, при принятии на учет материальных ценностей, предназначенных для продажи (в данном случае - запчастей на автомобиль) в качестве безвозмездно полученного имущества, в бухгалтерском учете организации делаются следующие записи:
Вариант 1:
Дебет 41 кредит 98 (91)
- оприходованы товары, полученные безвозмездно на сумму 2118,65 рублей;
Дебет 19 Кредит 98 (91)
- учет НДС по оприходованным товарам на сумму 381,36 рублей.
Вариант 2:
Дебет 41 Кредит 60 (76)
- оприходованы товары на сумму 2118,65 рублей;
Дебет 19 Кредит 60 (76)
- учет НДС по оприходованным товарам на сумму 381,36 рублей;
Дебет 60 (76) Кредит 98 (91)
- закрывается кредиторская задолженность по безвозмездно полученным товарам на сумму 2500 рублей.
При реализации данных товаров бухгалтерский учет оформляется в общем порядке:
Дебет 62 Кредит 90-1
- отпускная стоимость товара;
Дебет 90-3 Кредит 68-2
- НДС;
Дебет 90-2 Кредит 41
- списана учетная стоимость товара.

К сведению:
В силу пп. 4 п. 1 ст. 575 Гражданского кодекса дарение в отношениях между коммерческими организациями, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, запрещено.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Морозов Иван

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

 

13.10.10

ВОПРОС. С иностранным гражданином (временно пребывает на территории РФ) заключен срочный трудовой договор на срок с 01.07.2010 по 30.04.2011. Статус резидента он приобретет только в феврале-марте 2011 года (частые загранкомандировки).
На какую дату необходимо будет произвести перерасчет НДФЛ - на дату увольнения? Как быть, если на конец 2011 года иностранец может оказаться нерезидентом за указанный налоговый период, но при этом перерасчет и возврат НДФЛ ему уже произведены на дату увольнения?

ОТВЕТ.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рассматриваемой ситуации перерасчет НДФЛ иностранному сотруднику необходимо осуществить на момент его увольнения.
В дальнейшем налоговый агент (Ваша организация) не несет обязанности по контролю за статусом уволенного работника-иностранца. В случае изменения статуса налогоплательщика в текущем налоговом периоде (в рассматриваемом случае - в период увольнения) перерасчет должен исполнить сам налогоплательщик.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются:
- физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;
- физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы от источников в РФ.
В отношении доходов нерезидентов применяется ставка налога - 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ), а в отношении доходов резидентов РФ - ставка в размере 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ). Кроме того, налоговые резиденты РФ при определении размера налоговой базы по НДФЛ имеют право воспользоваться различными налоговыми вычетами, виды и порядок предоставления которых регламентированы ст.ст. 218-221 НК РФ. Нерезиденты РФ прав на такие вычеты не имеют (п. 4 ст. 210 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Дни нахождения за пределами РФ (включая время загранкомандировки) при подсчете 183 дней независимо от цели выезда не учитываются, за исключением этих случаев, прямо предусмотренных НК РФ (письма Минфина России от 09.10.2008 N 03-04-06-01/298, от 26.07.2007 N 03-04-06-01/268, УФНС России по г. Москве от 24.07.2009 N 20-15/3/076408@).
Отметим, что налоговым законодательством не предусмотрена возможность определения налогового статуса работника исходя из предполагаемого времени нахождения на территории РФ (в том числе исходя из срока заключенного трудового договора) (смотрите письмо Минфина России от 15.11.2007 N 03-04-06-01/394).
При определении налогового статуса имеют значение фактические дни нахождения физического лица в РФ, то есть учитываются все дни, когда физическое лицо находилось на территории Российской Федерации, включая дни приезда и дни отъезда (письма Минфина России от 14.07.2009 N 03-04-06-01/170, от 27.01.2009 N 03-04-07-01/8, от 04.07.2008 N 03-04-06-01/187).
При этом при определении статуса учитывается, в том числе 12-месячный период, начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году) (письма Минфина России от 26.03.2010 N 03-04-06/51, от 18.06.2007 N 03-04-06-01/191).
Статус физического лица определяется на дату получения дохода (письма УФНС России по г. Москве от 29.07.2009 N 20-15/3/078295@, Минфина России от 28.06.2007 N 03-04-06-01/203, от 23.07.2007 N 03-04-06-01/258, от 26.07.2007 N 03-04-06-01/268, от 24.06.2009 N 03-04-06-01/144).
Датой получения дохода в виде оплаты труда в соответствии с п. 2 ст. 223 НК РФ признается последний день месяца, за который был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом). В случае прекращения трудовых отношений до истечения календарного месяца датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда считается последний день работы, за который ему был начислен доход.
Это значит, что именно на этот момент (последний день календарного месяца или последний день работы) следует определять налоговый статус работника.
В том случае, если сотрудник изначально (при приеме на работу) налоговым резидентом РФ не являлся, но затем поменял свой статус (стал налоговым резидентом РФ), необходимо произвести перерасчет сумм НДФЛ с начала текущего налогового периода (календарного года - ст. 216 НК РФ), в котором произошло изменение налогового статуса работника. Об этом не раз сообщали уполномоченные органы в своих разъяснениях (смотрите, например, письма Минфина России от 13.02.2009 N 03-04-06-01/32, УФНС России по г. Москве от 30.01.2009 N 18-15/3/007427@).
Дата, с которой следует осуществить данный перерасчет, налоговым законодательством не определена. В то же время официальная позиция финансового ведомства по данному вопросу в большинстве разъяснений остается неизменной на протяжении последних лет (смотрите, например, письма Минфина России от 17.07.2009 N 03-04-06-01/176, от 22.04.2009 N 03-04-06-01/105, от 22.11.2007 N 03-04-06-01/406, от 15.11.2007 N 03-04-06-01/394, от 21.05.2007 N 03-04-06-01/149, от 16.03.2007 N 03-04-07-01/30 и от 19.03.2007 N 03-04-06-01/74). Минфин России указывает, что перерасчет сумм налога с связи с изменением налогового статуса производится:
1. После наступления даты, с которой налоговый статус работника за текущий налоговый период поменяться не сможет;
2. При окончательном определении налогового статуса работника по итогам налогового периода;
3. На дату прекращения трудовых отношений.
Такая позиция специалистов финансового ведомства представляется вполне обоснованной и обусловлена тем, что статус налогового резидента РФ устанавливается с учетом следующих подряд 12 календарных месяцев нахождения иностранца в РФ и, следовательно, в течение календарного года такой статус может измениться.
Например, в рассматриваемой ситуации иностранец, состоящий в трудовых отношениях с организацией, по какой-либо причине может покинуть территорию РФ на длительный срок, например в марте 2011 года, и, соответственно, по итогам 2011 года (или на дату окончания контракта 30.04.2011) в силу положений ст. 207 НК РФ утратит статус налогового резидента. В этом случае, если, к примеру, работодатель произведет перерасчет в феврале 2011 года, то в марте необходимо будет производить перерасчет НДФЛ по ставке в размере 30%.
То есть, если организация будет производить перерасчет только в приведенных выше случаях (1-3), то такая процедура будет осуществлена только один раз. Если же перерасчет будет произведен только на основании факта изменения налогового статуса работника, то в дальнейшем, по итогам налогового периода, может понадобиться новый перерасчет.
Отметим, что в отдельных письмах специалисты Минфина России указывают, что с момента изменения налогового статуса работника необходимо произвести перерасчет сумм налога на доходы физических лиц с начала текущего налогового периода (смотрите, например, письмо Минфина России от 26.07.2007 N 03-04-06-01/268).
На наш взгляд, чтобы избавить себя от лишней работы, перерасчет суммы НДФЛ в пограничных периодах (февраль-апрель 2010 года) следует производить с учетом того, планирует ли сотрудник в эти периоды выезжать в командировки за пределы РФ и может ли это повлиять на изменение его статуса.
В такой ситуации, по нашему мнению, более обоснованным будет перерасчет только после наступления даты, с которой налоговый статус работника за текущий налоговый период поменяться не сможет. Например, если в рассматриваемой ситуации работник организации (в случае, если бы он не увольнялся в апреле 2011 года) в период с 1 января по 1 августа 2011 года не будет покидать территорию РФ, то со 2 августа 2011 года его налоговый статус в 2011 году измениться не сможет (на дату окончания налогового периода условие о непрерывном нахождении на территории РФ в течение 183 дней соблюдается). Следовательно, в любое время, начиная со 2 августа 2011 года, может быть сделан соответствующий перерасчет.
Итак, в данном случае перерасчет следует сделать либо в апреле 2011 года (в случае, если работник уволится и прекратит трудовые отношения с организацией), либо (в случае, если сотрудник будет продолжать работать в организации) после наступления даты, с которой налоговый статус работника за текущий налоговый период (2011 год) поменяться не сможет.
Что касается ситуации, описанной во втором вопросе (после увольнения из организации иностранец по итогам 2011 года может оказаться нерезидентом, но на дату увольнения перерасчет НДФЛ ему произведен), отметим, что НК РФ не устанавливает обязанность организации-работодателя пересчитать и удержать НДФЛ после расторжения трудового договора даже в случае изменения налогового статуса работника.
Разъяснения Минфина России по применению законодательства в аналогичной ситуации даны в письмах от 19.03.2007 N 03-04-06-01/74, от 13.02.2009 N 03-04-06-01/32. Из них следует, что в случае увольнения работника его налоговый статус определяется организацией-работодателем на дату прекращения трудовых отношений. Если после увольнения сотрудника его налоговый статус в течение текущего налогового периода (2011 года) изменится, то обязанность по уплате разницы между суммой налога, исчисленной по ставке в размере 30%, и фактически удержанной по ставке в размере 13% должен исполнить сам сотрудник.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазукова Екатерина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Мельникова Елена


05.10.10.

ВОПРОС. Возможно ли оказание с 1 января 2011 года услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства муниципальными автономными учреждениями? Если нет, то какую организационную форму они должно выбрать?

ОТВЕТ.
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ) в ныне действующей редакции автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная, в том числе, муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

С 1 января 2011 года ч. 1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ будет действовать в новой редакции (ст. 23, ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", далее - Закон N 83-ФЗ), которая предусматривает, что автономным учреждением будет признаваться некоммерческая организация, созданная муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.
Иными словами, законодатель ограничивает сферу деятельности автономных учреждений лишь теми направлениями, которые прямо перечислены в определении автономного учреждения: образованием, культурой, наукой, здравоохранением и социальным обеспечением, при этом возможность создания автономного учреждения для выполнения работ, оказания услуг в иных сферах должна быть прямо предусмотрена федеральным законом.
Так, например, ч. 8 ст. 6.1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрена возможность выполнения автономными учреждениями полномочий, временно изъятых у органов государственной власти субъектов РФ в области организации и проведения государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий. Однако такая возможность предоставлена именно государственным автономным учреждениям, подведомственным федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства (смотрите также ч. 2 ст. 29, ч.ч. 4-4.2 ст. 49 ГрК РФ).
Возможность же создания муниципальных автономных учреждений для оказания услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства в настоящее время ни одним федеральным законом не предусмотрена.
Поэтому в отношении муниципальных автономных учреждений, ранее созданных для выполнения функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства, следует руководствоваться п. 14 ст. 31 Закона N 83-ФЗ, согласно которому автономные учреждения, созданные для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сферах, не предусмотренных ч. 1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ, подлежат реорганизации или ликвидации в течение одного года со дня официального опубликования Закона N 83-ФЗ.
Формы реорганизации автономного учреждения указаны в ст. 18 Закона N 174-ФЗ, и возможность реорганизации в форме преобразования автономного учреждения в юридическое лицо другого вида данной статьей не предусмотрена. Более того, возможность преобразования муниципальных учреждений (как бюджетных, так и автономных) не предусмотрена ни одним федеральным законом. Поэтому реорганизация муниципального учреждения путем его преобразования формально не соответствует законодательству и может быть признана недействительной в судебном порядке (смотрите, например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 12.10.2005 N А29-1240/2005А, ФАС Уральского округа от 15.01.2008 N Ф09-11088/07-С4, от 01.06.2005 N Ф09-3377/04-С4, от 10.10.2007 N Ф09-8335/2007-С4).
Следует иметь в виду, что Законом N 174-ФЗ предусмотрена возможность изменения типа автономного учреждения, причем изменение типа учреждения не является его реорганизацией. Так, в силу положений ч. 5 ст. 18 Закона N 174-ФЗ бюджетное учреждение может быть создано по решению учредителя автономного учреждения путем изменения его типа, а с 1 октября 2010 года тип существующего автономного учреждения может быть изменен в целях создания не только бюджетного, но и казенного учреждения (ч. 14 ст. 5 Закона N 174-ФЗ п. 10 ст. 6, ч. 3 ст. 33 Закона N 83-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Вверх

Компания-разработчик системы ГАРАНТ:


Что можно сделать:

Задать вопрос

специалисту Горячей линии
специалисту Технической поддержки
эксперту-аудитору

Зарегистрироваться

на Всероссийский онлайн-семинар
 
Заказать документ
Получить Сертификат профессионального пользователя
Пригласить специалиста для демонстрации услуг компании
Найти работу в компании
Оставить отзыв
заказать прайс-лист


Поиск по сайту


Найти




Текущий мониторинг

Сегодня 22 июня 2018 г.

Документы:

Российская Федерация

Свердловская область 29.06.13

Судебная практика:

АРХИВ МОНИТОРИНГА

Кому, на Ваш взгляд, более интересен диск Энциклопедия Российского законодательства

студенты
преподаватели
любые специалисты

     Свой вариант



Ответить  Результаты