ноябрь 2010

24.11.10

ВОПРОС.
Как правильно оформить расторжение трудового договора, заключенного между индивидуальным предпринимателем и работником, в случае смерти индивидуального предпринимателя? Какая при этом запись вносится в трудовую книжку?

ОТВЕТ.
Смерть работодателя (физического лица) является основанием прекращения всех заключенных им с работниками трудовых договоров по п. 6 части первой ст. 83 ТК РФ.
Однако невозможность продолжения трудовых отношений сама по себе не означает, что работник уволен (определение Верховного Суда РФ от 10 августа 1995 г.). Трудовые отношения продолжаются до тех пор, пока их прекращение не оформлено в надлежащем порядке.
Оформление расторжения трудового договора с работниками должно производиться с соблюдением положений ст. 84.1 ТК РФ.
Так, прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя.
Такой приказ необходимо составлять по унифицированной форме, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 (формы N Т-8, N T-8а). Эти формы должны применяться всеми организациями независимо от формы собственности, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации (п. 2 указанного постановления). Согласно указаниям по заполнению формы N Т-8 приказ составляется работником кадровой службы, подписывается руководителем организации или уполномоченным им на это лицом.
На основании приказа или распоряжения работодателя в трудовую книжку работника вносится запись об увольнении (п. 10 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225; далее - Правила).
Согласно части пятой ст. 20 ТК РФ права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами. Исходя из буквального толкования указанной нормы можно сделать вывод о том, что от имени работодателя закон допускает осуществление трудовых прав и обязанностей лишь уполномоченными лицами органов управления юридических лиц (организаций), для работодателей - индивидуальных предпринимателей возможность передачи прав и обязанностей работодателя уполномоченным лицам Трудовым кодексом РФ прямо не установлена.
Очевидно, что в случае смерти индивидуального предпринимателя, выступающего в качестве работодателя в конкретных трудовых отношениях, произвести оформление прекращения трудового договора с работником в соответствии с общими требованиями Трудового кодекса РФ просто некому.
Отметим, что обязанность работодателя по новому месту работы вносить в трудовую книжку запись о работе по прежнему месту работы у индивидуального предпринимателя предусмотрена только для ситуаций, когда необходимо исправить неправильную или неточную запись в трудовой книжке, произведенную работодателем - физическим лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем, деятельность которого прекращена в установленном порядке (п. 28 Правил). Об обязанности же нового работодателя вносить не сделанную ранее запись об увольнении с прежней работы Правила умалчивают. В этом случае новому работодателю остается только открыть другой блок записей и внести запись о приеме на работу.
При отсутствии официальных разъяснений по вопросу об оформлении прекращения трудового договора с работниками в случае смерти ИП, на наш взгляд, имеет право на существование и иной подход к решению проблемы.
В соответствии с п. 27 Правил при выявлении в трудовой книжке работника неточных или неверных записей работодатель обязан оказать работнику при его обращении необходимую помощь. Если расширенно толковать эту норму, то можно предположить, что работодателю по новому месту работы предоставлено право исправлять любые неточности в трудовой книжке, касающиеся работы у прежнего работодателя, уже прекратившего свою деятельность, в том числе вносить записи, которые не были внесены по прежнему месту работы.
Документами, подтверждающими факт смерти работодателя-предпринимателя, могут быть копия свидетельства о смерти прежнего работодателя - физического лица или выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, подтверждающая прекращение деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в связи со смертью.
Следует также отметить, что в силу п. 45 Правил все записи, внесенные в трудовую книжку работника за время работы у данного работодателя, могут быть заверены подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью работодателя и подписью самого работника. На практике встречаются случаи возложения работодателем - индивидуальным предпринимателем обязанности по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек на специально уполномоченное лицо.
В условиях отсутствия четкого правового регулирования данного вопроса, а также учитывая неопределенность правового положения работников в случае смерти работодателя - индивидуального предпринимателя, мы полагаем, что такое лицо, назначенное приказом (распоряжением) работодателя - индивидуального предпринимателя, в случае смерти последнего может внести в трудовые книжки работников, а также в свою трудовую книжку запись о прекращении трудового договора. Однако в данном случае определенные затруднения вызывает заполнение графы 4 раздела "Сведения о работе". Согласно п. 5.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 10 октября 2003 г. N 69, в этой графе указывается наименование документа, на основании которого вносится запись - приказ (распоряжение) или иное решение работодателя, его дата и номер. В силу же ограничения на осуществление трудовых прав и обязанностей от имени работодателя - индивидуального предпринимателя уполномоченными им лицами (ст. 20 ТК РФ), приказ о прекращении трудовых отношений может быть подписан только самим ИП. Поэтому указанный подход к решению проблемы документального оформления прекращения трудовых отношений по п. 6 части первой ст. 83 ТК РФ также имеет свои изъяны.
В заключение отметим, что правильность какой-либо одной из высказанных нами позиций может быть подтверждена только внесением соответствующих положений в нормативные правовые акты или разъяснениями уполномоченных государственных ведомств.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория 

12.11.10.

ВОПРОС. Увеличение уставного капитала ООО будет осуществляться за счет внесения одним из участников общества дополнительного вклада.
С какой даты следует считать увеличение уставного капитала состоявшимся?

ОТВЕТ.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Увеличение уставного капитала ООО следует считать состоявшимся с даты государственной регистрации соответствующих изменений в уставе общества и внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о новых размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества.

Обоснование вывода:
Увеличение уставного капитала общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО, общество) допускается только после его полной оплаты (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"; далее - Закон об ООО).
В соответствии с п. 2 ст. 17 и ст. 19 Закона об ООО увеличение уставного капитала общества может осуществляться за счет дополнительных вкладов участников общества.
Участник, желающий внести дополнительный вклад в уставный капитал ООО представляет в общество соответствующее заявление, в котором указывает размер и состав вклада, порядок и срок его внесения, а также размер желаемой доли в уставном капитале общества и иные условия (абзац второй п. 2 ст. 19 Закона об ООО).
Для увеличения уставного капитала на основании данного заявления всеми участниками общества единогласно должны быть приняты решения об увеличении уставного капитала и внесении в устав ООО соответствующих изменений, об увеличении номинальной стоимости доли участника общества (долей участников), подавших заявления, и в случае необходимости решение об изменении размеров долей участников общества. Указанные решения принимаются одновременно (п. 2 ст. 19 Закона об ООО).
Внесение дополнительных вкладов участниками общества должно произойти не позднее чем в течение шести месяцев со дня принятия перечисленных решений (абзац пятый п. 2 ст. 19 Закона об ООО).
Согласно п. 2.1 ст. 19 Закона об ООО заявление и иные документы для государственной регистрации изменений в связи с увеличением уставного капитала общества, увеличением номинальной стоимости долей участников общества, внесших дополнительные вклады, определением номинальной стоимости и размера их долей и в случае необходимости с изменением размеров долей участников общества, а также документы, подтверждающие внесение в полном объеме участниками общества дополнительных вкладов, должны быть представлены в регистрирующий орган в течение месяца со дня принятия решения об утверждении итогов внесения дополнительных вкладов участниками общества на основании их заявлений.
Для третьих лиц такие изменения приобретают силу с момента их государственной регистрации (абзац третий п. 2.1 ст. 19 Закона об ООО).
В случае несоблюдения сроков, предусмотренных для внесения участниками дополнительных вкладов и несвоевременном представлении документов в регистрирующий орган, увеличение уставного капитала общества признается несостоявшимся.
Исходя из системного толкования п. 2.1 и п. 2.2 ст. 19 Закона об ООО следует, что до момента подачи в регистрирующий орган соответствующих документов увеличение уставного капитала ООО не может быть признано состоявшимся.
Более того, на наш взгляд, в п. 2.2 ст. 19 Закона об ООО косвенно подтверждается, что факт увеличения уставного капитала общества определяется актом государственной регистрации.
Надо отметить, что суды признают успешное прохождение регистрационных процедур признаком, позволяющим считать увеличение уставного капитала состоявшимся (смотрите, к примеру, постановления ФАС Московского округа от 10.06.2005 N КА-А40/4828-05, от 18.01.2006 N КА-А40/13435-05).
Восьмой арбитражный апелляционный суд в постановлении от 30.06.2010 N 08АП-3030/2010 указал, что для признания увеличения уставного капитала общества состоявшимся участникам общества необходимо своевременно внести соответствующие изменения в учредительные документы общества в установленном законом порядке.
Поскольку изменения, внесенные в устав общества, подлежат обязательной государственной регистрации и приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации (п. 4 ст. 12 Закона об ООО), можно говорить о фактическом признании судом обязательности государственной регистрации для надлежащего оформления увеличения уставного капитала общества.
Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы и сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации).
Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в реестр (п. 2 ст. 11 Закона о госрегистрации).
Регистрирующий орган в силу п. 3 ст. 11 Закона о госрегистрации не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации должен выдать (направить) заявителю свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме Р50003, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439.
Таким образом, датой государственной регистрации изменений в сведениях ЕГРЮЛ является дата внесения соответствующей записи в указанный реестр, подтверждаемая в свидетельстве установленной формы.
Учитывая вышеизложенное, увеличение уставного капитала ООО следует считать состоявшимся с даты внесения в сведения ЕГРЮЛ записи об увеличении уставного капитала общества.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

Вверх

Компания-разработчик системы ГАРАНТ:


Что можно сделать:

Задать вопрос

специалисту Горячей линии
специалисту Технической поддержки
эксперту-аудитору

Зарегистрироваться

на Всероссийский онлайн-семинар
 
Заказать документ
Получить Сертификат профессионального пользователя
Пригласить специалиста для демонстрации услуг компании
Найти работу в компании
Оставить отзыв
заказать прайс-лист


Поиск по сайту


Найти




Текущий мониторинг

Сегодня 19 июня 2018 г.

Документы:

Российская Федерация

Свердловская область 29.06.13

Судебная практика:

АРХИВ МОНИТОРИНГА

Кому, на Ваш взгляд, более интересен диск Энциклопедия Российского законодательства

студенты
преподаватели
любые специалисты

     Свой вариант



Ответить  Результаты