март 2011

31.03.11

ВОПРОС. Требуется ли внесение записи в трудовую книжку при переходе на новую систему оплаты труда?

ОТВЕТ.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Вносить в трудовую книжку запись об изменении системы оплаты труда работника нет необходимости.

Обоснование вывода:
В соответствии с частью третьей ст. 66 ТК РФ работодатель (за исключением работодателей-физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) обязан вести трудовую книжку на каждого работника, проработавшего у него свыше 5 дней, если работа у данного работодателя является для работника основной.
Порядок ведения трудовых книжек урегулирован Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (далее - Правила). При заполнении трудовых книжек также следует руководствоваться Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69 (далее - Инструкция).
Системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая ст. 135 ТК РФ). Поэтому изменение системы оплаты труда производится путем внесения изменений в установленном порядке в тот документ, которым установлена система оплаты труда у работодателя: в коллективный договор, в соглашение, в локальный нормативный акт.
Поскольку на основании части первой ст. 135 ТК РФ заработная плата устанавливается работнику трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда и согласно части второй ст. 57 ТК РФ условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) являются обязательными для включения в трудовой договор, в отношении конкретного работника новая система оплаты труда может применяться только после изменения условия трудового договора об оплате труда с этим работником.
Согласно части четвертой ст. 66 ТК РФ и п. 4 Правил в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводе на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждении за успехи в работе.
Ни трудовым законодательством, ни Правилами, ни Инструкцией не предусмотрена обязанность внесения в трудовую книжку сведений об условиях оплаты труда работника. Более того, положения п. 25 Правил, согласно которому записи о премиях, предусмотренных системой оплаты труда или выплачиваемых на регулярной основе, в трудовые книжки не вносятся, указывают на то, что внесение в трудовую книжку записей, касающихся системы оплаты труда работника, неправомерно.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кузьмина Анна

 

28.03.11

ВОПРОС. Банк уступает организации право требования к другой организации, вытекающее из договора об открытии невозобновляемой кредитной линии. Соглашение об уступке права требования оплачивается согласно графику в рассрочку под проценты.
Как учитываются в налоговом учете уплачиваемые проценты по договору уступки права требования?

ОТВЕТ.
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В рассматриваемой ситуации уплаченные проценты являются внереализационными расходами организации, подлежащими учету с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 НК РФ.

Обоснование позиции:
Уступка права требования является одним из способов перемены лиц в обязательстве, а именно сменой кредитора. Согласно п. 1 ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования).
Следует учесть, что в соответствии со ст. 384 ГК РФ право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты. При этом п. 1 ст. 389 ГК РФ определяет, что уступка требования, основанного на сделке, совершенной в письменной форме, должна быть совершена в соответствующей письменной форме.
Таким образом, заключив договор уступки права требования с первоначальным кредитором, организация становится новым кредитором. При этом организация может как получить денежные средства непосредственно от должника, так и переуступить право требования третьему лицу.
Кроме того, по договору, исполнение которого связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или вещей, может предусматриваться предоставление ей кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом. К коммерческому кредиту, соответственно, применяются правила главы 42 ГК РФ "Заем и кредит", если иное не предусмотрено правилами о договоре, из которого возникло соответствующее обязательство, и не противоречит существу такого обязательства (п. 2 ст. 823 ГК РФ).
С учетом вышеизложенного мы полагаем, что в рассматриваемой ситуации соглашение об уступке права требования, оплачиваемое в рассрочку под проценты, можно квалифицировать как коммерческий кредит.
Проценты, начисляемые по коммерческому кредиту при приобретении товаров (работ, услуг), включаются в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ затраты в виде процентов по долговым обязательствам любого вида относятся к внереализационным расходам, не связанным с производством и реализацией, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 269 НК РФ под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от их оформления. Проценты учитываются при налогообложении прибыли в пределах норм. Предельный уровень процентов, которые разрешено включать в состав расходов в текущем отчетном периоде, может быть рассчитан, в частности, исходя из ставки рефинансирования, увеличенной на определенный коэффициент.
Следовательно, расходы организации на уплату процентов в налоговом учете следует признавать с учетом ограничений, установленных ст. 269 НК РФ.
Порядок признания в налоговом учете при применении метода начисления расходов по процентам установлен п. 1 ст. 272 НК РФ и п. 8 ст. 272 НК РФ.

К сведению:
В соответствии с п. 1 ст. 269 НК РФ при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях (если иное не предусмотрено п. 1.1 ст. 269 НК РФ).
В свою очередь, п. 1.1 ст. 269 НК РФ указывает, что при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом, с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года включительно принимается равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования ЦБ РФ и коэффициента 0,8 - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
При этом под ставкой рефинансирования ЦБ РФ понимается (п. 1 ст. 269 НК РФ):
- в отношении долговых обязательств, не содержащих условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства, - ставка рефинансирования ЦБ РФ, действовавшая на дату привлечения денежных средств;
- в отношении прочих долговых обязательств - ставка рефинансирования ЦБ РФ, действующая на дату признания расходов в виде процентов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Морозов Иван

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Монако Ольга

22.03.11

ВОПРОС. В связи с принятием Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ обязано ли автономное учреждение руководствоваться Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ?


ОТВЕТ.
Прежде всего напомним, что согласно абзацу второму п. 2 ст. 120 ГК РФ в действующей редакции государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) в действующей на настоящий момент редакции государственными, муниципальными заказчиками при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования выступают:
- государственные органы (в том числе органы государственной власти);
- органы управления государственными внебюджетными фондами;
- органы местного самоуправления;
- казенные учреждения;
- иные получатели средств бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
При этом к получателям бюджетных средств согласно действующей редакции ст. 6 БК РФ отнесены те же самые органы и организации, что перечислены в ч. 1 ст. 4 Закона N 94-ФЗ, иные там не упомянуты. Поэтому полагаем, что "иные получатели средств бюджетов" в ч. 1 ст. 4 Закона N 94-ФЗ упомянуты только на тот случай, если в ст. 6 БК РФ будут внесены дополнения.
Бюджетные учреждения в настоящее время той же ч. 1 ст. 4 Закона N 94-ФЗ выделены в отдельную категорию - "иные заказчики", которые также обязаны руководствоваться порядком размещения заказов, установленным Законом N 94-ФЗ (ч. 1 ст. 1, ст. 3, ст. 5 указанного Закона).
Автономные учреждения среди заказчиков, обязанных руководствоваться порядком размещения заказов, установленными Закона N 94-ФЗ, не упомянуты.
Собственно, внесение в ГК РФ, Закон N 94-ФЗ и иные законодательные акты изменений Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" связано именно с изменением статуса бюджетных учреждений, из которого одновременно были выделены учреждения нового типа - казенные учреждения (ч. 1 ст. 31 упомянутого выше Закона, а также Пояснительную записку к его проекту), в связи с чем бюджетные учреждения перестали числиться среди получателей средств бюджетов. Именно поэтому бюджетные учреждения выделены в категорию "иных заказчиков", в отношении которых введены специальные указания, что они также обязаны руководствоваться Законом N 94-ФЗ при размещении своих заказов. Автономные учреждения эти изменения не затронули.
Таким образом, автономные учреждения по-прежнему не обязаны руководствоваться Законом N 94-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арзамасцев Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий 

14.03.2011

ВОПРОС. Может ли автономное образовательное учреждение (профессиональный лицей) сдавать помещения в здании учреждения (например столовую, спортивный зал) в аренду третьим лицам?

ОТВЕТ.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Автономное образовательное учреждение может с согласия собственника сдавать в аренду нежилые помещения, расположенные в здании, закрепленном за ним на праве оперативного управления.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закона N 174-ФЗ) имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
Учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ).
На основании п. 2 ст. 298 ГК РФ и ч. 2 ст. 3 Закона N 174-ФЗ автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.
Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, за исключением случаев внесения такого имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передачи иным образом этого имущества другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника, которые должны осуществляться только с согласия учредителя (ч. 6 ст. 3 Закона N 174-ФЗ).
Статья 608 ГК РФ устанавливает, что арендодателями по договору аренды могут выступать как собственники имущества, сдаваемого в аренду, так и лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Для образовательных учреждений п. 11 ст. 39 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-I "Об образовании" предусмотрено специальное правило, в соответствии с которым им предоставлено право выступать в качестве арендодателя имущества, которым они владеют на праве оперативного управления.
Арендодателем по договору аренды в отношении недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за автономными учреждениями, должны выступать непосредственно автономные учреждения (п. 2 письма Росимущества от 24.07.2007 N ЛП-05/20645 "О некоторых вопросах, связанных с заключением договоров аренды федерального имущества").
Пленум ВАС РФ в п. 9 постановления от 22.06.2006 N 21 указал, что в случаях, когда распоряжение имуществом, закрепленным за учреждением на праве оперативного управления, путем передачи этого имущества в аренду осуществляется в целях обеспечения более эффективной организации основной деятельности учреждения, для которой оно создано (в частности, обслуживания его работников и (или) посетителей), рационального использования такого имущества, указанное распоряжение может быть осуществлено учреждением с согласия собственника. При этом передача имущества в аренду с установленными ограничениями не может повлечь за собой квалификацию этого имущества как излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению.
Таким образом, с согласия собственника государственное автономное образовательное учреждение вправе сдавать в аренду недвижимое имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления или приобретенное за счет средств, выделенных на его приобретение собственником. Имущество, приобретенное за счет собственных средств, может передаваться учреждением в аренду без согласия собственника.
В соответствии с ч. 1, п. 2 ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями, осуществляется по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, исчерпывающим образом перечисленных в п.п. 1-13 ч. 1 ст. 17.1. данного Закона. Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, а также перечень имущества, в отношении которого допускается проведение торгов в форме конкурса, утверждены приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67.
Без проведения аукциона или конкурса государственное автономное учреждение может сдавать в аренду третьим лицам с согласия собственника только часть или части закрепленного за ними на праве оперативного управления здания, строения или сооружения, общая площадь которой (которых) не может превышать 10% от площади такого здания, строения или сооружения и не должна составлять более 20 квадратных метров (ч. 4 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ). Кроме того, без проведения торгов допускается заключать договоры аренды на новый срок в случаях, указанных в ч. 4 ст. 53 Закона N 135-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Уханова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Вверх

Компания-разработчик системы ГАРАНТ:


Что можно сделать:

Задать вопрос

специалисту Горячей линии
специалисту Технической поддержки
эксперту-аудитору

Зарегистрироваться

на Всероссийский онлайн-семинар
 
Заказать документ
Получить Сертификат профессионального пользователя
Пригласить специалиста для демонстрации услуг компании
Найти работу в компании
Оставить отзыв
заказать прайс-лист


Поиск по сайту


Найти




Текущий мониторинг

Сегодня 19 июня 2018 г.

Документы:

Российская Федерация

Свердловская область 29.06.13

Судебная практика:

АРХИВ МОНИТОРИНГА

Кому, на Ваш взгляд, более интересен диск Энциклопедия Российского законодательства

студенты
преподаватели
любые специалисты

     Свой вариант



Ответить  Результаты