июль 2011

21 июля 2011

ВОПРОС. Правомерно ли заключение муниципального контракта по организации школьного горячего питания (гражданско-правового договора для бюджетных учреждений) по результатам открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок на период учебного 2011-2012 года (то есть на два финансовых года)?

ОТВЕТ.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Муниципальные бюджетные учреждения вправе заключать гражданско-правовые договоры на оказание услуг по организации школьного горячего питания на период учебного 2011-2012 года, действующие в пределах двух финансовых лет.

Обоснование вывода:
Для начала отметим, что ни Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ)), ни ГК РФ в отношении муниципальных контрактов не установлены требования к сроку их действия. Законом N 94-ФЗ установлены лишь ограничения продолжительности срока действия контрактов на поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой или неотложной медицинской помощи, лекарственных средств, топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения, заключенных по итогам проведения запроса котировок. Контракт на поставку указанных товаров может заключаться на срок, не превышающий срока, необходимого для проведения торгов на право заключить контракт на поставку таких товаров (ч. 6 ст. 42 Закона N 94-ФЗ).
Однако ограничение возможного срока действия контрактов вытекает из положений Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ). Так, на основании п. 2 ст. 72 БК РФ муниципальные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных п. 3 данной статьи.
Эти указания необходимо понимать исходя из определения, установленного ст. 6 БК РФ.
Лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
Текущий финансовый год - год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
Плановый период - два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом.
Таким образом, муниципальные контракты могут быть заключены на срок более одного финансового года, если в отношении таких расходов на соответствующий срок утверждены лимиты бюджетных обязательств. Данный вывод согласуется с позицией Минфина России, изложенной в письмах от 26.10.2008 N 02-03-0/3290 и от 10.12.2009 N 02-03-09/5572, и позицией Минэкономразвития России, изложенной в письме от 30.04.2009 N Д05-2180.
Вместе с тем следует учитывать, что с 1 января 2011 года в связи со вступлением в силу изменений, внесенных в законодательные акты Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ), бюджетные учреждения не являются получателями бюджетных средств. Бюджетные учреждения выделены в категорию "иных" (в отличие от государственных и муниципальных) заказчиков, их нужды отделены от государственных и муниципальных нужд (ч. 1 ст. 1, ст. 3, ч. 1 ст. 4 Закон N 94-ФЗ).
Несмотря на указанные изменения, порядок размещения заказов для нужд бюджетных учреждений по-прежнему регулируется Законом N 94-ФЗ. Согласно ст. 5 Закона N 94-ФЗ бюджетные учреждения с 1 января 2011 года заключают по итогам размещения заказов именно гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд бюджетных учреждений (смотрите также письмо Минфина РФ и Федерального казначейства от 31.12.2010 N 02-03-06/5491/42-7.4-05/5.2-12).
По общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений заключаются на срок, не превышающий трех лет. Указанной частью также поименованы случаи, когда такие договоры (в зависимости от вида и предмета договора) могут быть заключены на срок, превышающий три года.
Таким образом, гражданско-правовой договор муниципального бюджетного учреждения, в силу прямого указания Закона N 94-ФЗ, может быть заключен на период учебного 2011-2012 года и действовать в пределах двух финансовых лет.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кузьмина Анна

13.07.11

ВОПРОС: В договоре субподряда указана общая стоимость строительных работ в соответствии со сводным сметным расчетом и на основании положительного заключения государственной экспертизы о проверке определения достоверности сметной документации. Подрядчик настаивает на выполнении дополнительных работ по устройству технических этажей, предоставив дополнительную сметную документацию, хотя в проектно-сметной документации при заключении договора эта работа не предусмотрена. Дополнительного соглашения о выполнении этих работ стороны не подписывали. Дополнительный (или измененный) сводный сметный расчет подрядчик пока не представил. Работы по устройству технических этажей, не предусмотренные договором, не являются дополнительными работами, обнаруженными в ходе строительства, которые необходимы для выполнения работ, предусмотренных договором. Обязан ли субподрядчик выполнять дополнительные работы? Возможно ли при установленной цене увеличивать перечень работ (неучтенные работы), а цену договора не менять?

ОТВЕТ: По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Заказчик вправе в одностороннем порядке внести изменения в техническую документацию, если дополнительные работы не превышают по стоимости 10% указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера работ, предусмотренных в договоре строительного подряда. При соблюдении этих условий подрядчик обязан выполнить дополнительные работы, а заказчик обязан их оплатить. Внесение в техническую документацию изменений в большем объеме, чем 10% процентов от общей стоимости строительства, указанной в смете, осуществляется по соглашению обеих сторон.
Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
По общему правилу условия договора могут изменяться по соглашению сторон. Одностороннее изменение условий договора допускается только в предусмотренных законом или договором случаях. Один из таких случаев предусмотрен п. 1 ст. 744 ГК РФ, который позволяет заказчику вносить изменения в техническую документацию. Однако такое одностороннее изменение возможно только при соблюдении следующих условий:
- во-первых, дополнительные работы, возникающие в связи с внесением изменений в техническую документацию, не должны превышать по стоимости 10% процентов указанной в смете общей стоимости строительства;
- во-вторых, указанные дополнительные работы не могут менять характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ.
При соблюдении этих условий подрядчик обязан выполнить дополнительные работы в соответствии с внесенными в техническую документацию изменениями. Если заказчик не вносит изменения в техническую документацию, то требовать выполнения дополнительных работ он не вправе. Внесение в техническую документацию изменений в большем объеме, чем 10% от общей стоимости строительства, указанной в смете, осуществляется на основе согласованной сторонами дополнительной сметы (п. 2 ст. 744 ГК РФ).
Положениями ГК РФ прямо не установлено, подлежат ли оплате дополнительные работы, указанные в п. 1 ст. 744 ГК РФ, и если да, то как определяется цена таких работ.
С одной стороны, формулировка ст. 744 ГК РФ позволяет сделать вывод, что такие работы выполняются подрядчиком без дополнительной оплаты. Действительно, из пункта 2 этой статьи следует, что изменения в смету вносятся в том случае, если дополнительные работы превышают 10% сметной стоимости. Поскольку цена работ определяется именно сметой (п. 3 ст. 709, п. 1 ст. 743 ГК РФ), а указаний на необходимость ее изменения, если стоимость дополнительных работ не превышает 10% сметной стоимости, ст. 744 ГК РФ не содержит, формально в этом случае условие договора о цене (смета) остается неизменным. Из этого следует, что подрядчик при таких обстоятельствах не вправе рассчитывать на пересмотр цены работ.
С другой стороны, любые обязательственные правоотношения между коммерческими организациями основываются на принципах возмездности (п. 3 ст. 423 ГК РФ), эквивалентности обмениваемых материальных объектов и недопустимости неосновательного обогащения. Из п. 1 ст. 744 ГК РФ не следует, что дополнительные работы в пределах 10% сметной стоимости выполняются подрядчиком без дополнительной оплаты. На наш взгляд, отсутствие в ст. 744 ГК РФ упоминания о необходимости оплаты дополнительных работ, указанных в п. 1 этой статьи, не свидетельствует о том, что эти работы должны быть выполнены без дополнительной оплаты. Приведенная статья устанавливает исключение из общего правила о недопустимости одностороннего изменения условий обязательства (ст. 310 ГК РФ), допуская при определенных условиях изменение объема и содержания работ исключительно по воле заказчика. Такое изменение возможно только при незначительном изменении характера и объема работ. Представляется, что цена дополнительных работ в этом случае должна определяться по общим правилам. Если сметой уже предусмотрена стоимость соответствующих работ, то эта стоимость применима и к дополнительным работам. В иных случаях работы должны быть оплачены по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные работы (п. 3 ст. 424 ГК РФ).
Иное толкование ст. 744 ГК РФ означало бы, что заказчик по договору строительного подряда вправе в любой момент потребовать от подрядчика безвозмездно выполнить дополнительный объем работ, стоимость которых не превышает одной десятой от цены всех предусмотренных договором работ. Сказанное, на наш взгляд, дает основания для того, чтобы признать за заказчиком обязанность оплатить выполненные подрядчиком дополнительные работы независимо от того, соответствуют ли они признакам, указанным в п. 1 ст. 744 ГК РФ.


Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бахтина Анастасия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
15 июня 2011 г.

Вверх

Компания-разработчик системы ГАРАНТ:


Что можно сделать:

Задать вопрос

специалисту Горячей линии
специалисту Технической поддержки
эксперту-аудитору

Зарегистрироваться

на Всероссийский онлайн-семинар
 
Заказать документ
Получить Сертификат профессионального пользователя
Пригласить специалиста для демонстрации услуг компании
Найти работу в компании
Оставить отзыв
заказать прайс-лист


Поиск по сайту


Найти




Текущий мониторинг

Сегодня 20 августа 2018 г.

Документы:

Российская Федерация

Свердловская область 29.06.13

Судебная практика:

АРХИВ МОНИТОРИНГА

Кому, на Ваш взгляд, более интересен диск Энциклопедия Российского законодательства

студенты
преподаватели
любые специалисты

     Свой вариант



Ответить  Результаты