сетябрь 2011

28.09.11

ВОПРОС. Организация выплачивает своим сотрудникам 2000 рублей в месяц в качестве компенсации за использование личного автотранспорта в служебных целях, что отражено в трудовых договорах сотрудников. Следует ли для документального подтверждения расходов по выплате компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей оформлять путевой лист? Какие ещё рекомендуется использовать документы? Следует ли каждую выплату компенсации сопровождать приказом руководителя?

ОТВЕТ.
Оформление путевых листов для учета расходов по выплате компенсации сотрудникам за использование личных автомобилей в служебных целях, по мнению контролирующих органов, является обязательным. Если организация примет решение не оформлять путевые листы, доказывать свою правоту, скорее всего, придется в суде. Поскольку размер компенсации - фиксированный, приказ руководителя необходимо составить один раз.
Обоснование вывода:
При использовании личного автомобиля с выплатой работнику компенсации размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме (ст. 188 ТК РФ). То есть выплаты работнику могут производиться в размерах, установленных локальным нормативным актом организации.
Однако пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ определено, что в составе прочих расходов учитываются расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей только в пределах норм, установленных Правительством РФ. В настоящее время такие нормы установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92 (далее - Постановление N 92).
При этом Минфин России разъясняет, что в размере компенсации учтены все расходы работника, связанные с использованием транспортного средства (ГСМ, ремонт, другие расходы) (письма Минфина России от 16.11.2006 N 03-03-02/275, УФНС России по г. Москве от 04.03.2011 N 16-15/020447@).
В связи с этим суммы компенсаций, превышающие установленные размеры, не учитываются в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (смотрите письма Минфина России от 26.05.2009 N 03-03-07/13, МНС РФ от 02.06.2004 N 04-2-06/419@).
Следует отметить, что представители Минфина России и налоговых органов считают, что наличие определенной договором суммы компенсации не снимает с работодателя и работника обязанности по оформлению и сбору документов, подтверждающих служебное использование транспортного средства и фактическое осуществление соответствующих расходов.
В частности, вывод о том, что работникам для получения компенсации необходимо предоставлять в бухгалтерию не только копию технического паспорта личного автомобиля, но и вести учет служебных поездок в путевых листах, содержится в письмах Минфина России от 13.04.2007 N 14-05-07/6, от 29.12.2006 N 03-05-02-04/192, УФНС России по г. Москве от 21.01.2008 N 28-11/4115.
Положениями ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ (далее - Закон о бухгалтерском учете) установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете.
Форма N 3 "Путевой лист легкового автомобиля", утвержденная постановлением Госкомстата России от 28.11.97 N 78 по согласованию с Минфином России, Минэкономики России, Минтрансом России в составе комплекта унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте, распространяется на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность по эксплуатации автотранспортных средств (грузовых, легковых, в том числе служебных автомобилей, специализированных и такси), и носит обязательный характер.
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (далее - Приказ N 152). Приказ применяется в том числе юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими легковые автомобили.
В соответствии с указаниями по применению и заполнению этой формы она является первичным документом по учету работы легкового автотранспорта и основанием для начисления заработной платы водителю. Кроме того, путевой лист является документом, подтверждающим произведенные при использовании автомашины расходы на ГСМ.
Минфин России неоднократно указывал на то, что организации, не являющиеся автотранспортными предприятиями, вправе разрабатывать и использовать собственные формы документов, подтверждающие расходы на ГСМ (смотрите, например, письма Минфина России от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129, УФНС России по г. Москве от 13.11.2006 N 20-12/100253).
То есть организация вправе разработать собственную форму путевого листа с учетом требований Приказа N 152 и обязательных реквизитов, указанных в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (письма Минфина России от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161, от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, УФНС по г. Москве от 03.11.2009 N 16-15/115253, от 13.10.2009 N 16-15/107268). При этом путевой лист может составляться по каждому автомобилю один раз в месяц, если такая периодичность позволяет организовать учет расхода ГСМ. Так, в п. 10 Приказа N 152 сказано, что путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца.
Арбитражные судьи по вопросу оформления путевых листов расходятся во мнениях.
Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 17.02.2006 по делу N А66-7112/2005 указано, что основанием для компенсационных выплат является приказ руководителя предприятия, документы, подтверждающие наличие у работника личного автомобиля, а также путевые листы с отметками о служебных поездках.
Расходы, по мнению судей, не подтверждены документально, если маршрутные листы не содержат отметок о пребывании в месте посещения (постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.01.2007 N А05-5764/2006-20).
Но существует и противоположное мнение, когда судьи в таких ситуациях встают на сторону налогоплательщика.
Так, в постановлении ФАС Центрального округа от 10.04.2006 по делу N А48-6436/05-8 признана правомерность включения в расходы суммы компенсации, выплаченной работнику за использование личного автомобиля для служебной поездки. При этом констатировано, что у организации не было обязанности оформлять путевые листы, так как работник не являлся водителем организации.
В постановлении от 25.05.2009 N А62-5333/2008 ФАС Центрального округа поддержал организацию, включившую компенсации в расходы: по мнению судей, выписывать путевой лист работнику, использующему личный автотранспорт в служебных целях и не являющемуся водителем, общество не обязано, поскольку путевые листы применяются организациями в целях учета работы принадлежащего им автотранспорта и не предназначены для учета поездок работников на своих личных автомобилях, даже если эти поездки осуществляются в служебных целях.
Обращаем внимание, что, несмотря на наличие положительной арбитражной практики по данному вопросу, налоговые органы при проверках, скорее всего, будут руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России. Так, вывод о том, что для получения компенсации работники должны представить в бухгалтерию организации копию технического паспорта личного автомобиля, заверенную в установленном порядке, и вести учет служебных поездок в путевых листах, подтвержден УФНС России по г. Москве от 04.03.2011 N 16-15/020447@.
Следовательно, если организация примет решение не оформлять путевые листы при использовании личных автомобилей в служебных целях, доказывать свою правоту, скорее всего, придется в суде.
Таким образом, для документального подтверждения расходов по выплате компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей рекомендуем использовать следующие документы:
1) трудовой договор (дополнительное соглашение к трудовому договору), в котором обосновывается необходимость использования автомобиля для служебных целей, размер, порядок выплаты компенсации (компенсация должна выплачиваться один раз в месяц за фактически отработанное время);
2) приказ руководителя о выплате компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей с обязательным отражением (поскольку размер компенсации фиксированный приказ необходимо составить один раз):
- размера компенсации;
- информации о том, что личный автотранспорт работника используется им в процессе производственной (служебной) деятельности в соответствии с должностными обязанностями;
- порядка выплаты компенсации.
3) документы, подтверждающие права работника на эксплуатацию автомобиля (копия свидетельства о регистрации транспортного средства, доверенности);
4) копию технического паспорта личного автомобиля;
5) путевые листы, подтверждающие обоснованность понесенных работником расходов;
6) документы, подтверждающие фактическую оплату ГСМ, технического обслуживания и ремонта.

К сведению:
По общему правилу на всю сумму выплаты в соответствии с соглашением сторон трудового договора НДФЛ не начисляется (п. 3 ст. 217 НК РФ).
При этом финансовое ведомство отмечает, что для этого в организации должны быть расчеты таких компенсаций, а также документы, подтверждающие (письма Минфина России от 31.12.2010 N 03-04-06/6-327, от 20.05.2010 N 03-04-06/6-98, от 24.03.2010 N 03-04-06/6-47):
- принадлежность имущества сотруднику;
- использование имущества в служебных целях;
- суммы понесенных физическим лицом расходов.
Аналогичного мнения придерживается ВАС РФ. Так, в постановлении Президиума ВАС РФ от 30.01.2007 N 10627/06 по делу N А32-35519/2005-58/731 указано, что предельные нормы компенсаций, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92, установлены для целей налогообложения прибыли и не могут применяться для целей НДФЛ. Поэтому компенсация работнику за использование личного транспорта в служебных целях не облагается НДФЛ в размере, установленном организацией и работником.
Отметим, что ранее чиновники утверждали, что в случае использования личного автомобиля в служебных целях не облагается НДФЛ сумма компенсации, выплачиваемая работнику в пределах норм, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92. А с компенсации, превышающей такие нормы, необходимо удержать НДФЛ в установленном порядке (письма Минфина России от 03.12.2009 N 03-04-06-02/87 (п. 1), от 26.03.2007 N 03-04-06-01/84, УФНС России по г. Москве от 21.01.2008 N 28-11/4115).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, советник налоговой службы II ранга Остафий Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Мельникова Елена


05.09.11

ВОПРОС. На балансе организации числятся городские фонтаны. Фонтаны являются муниципальной собственностью, переданы МУП на праве хозяйственного ведения. Их обслуживание и содержание происходят собственными силами и силами сторонних организаций. В этом году из местного бюджета будут выделены субсидии на возмещение затрат по содержанию фонтанов.
Будут ли данные субсидии облагаться НДС и налогом на прибыль?

ОТВЕТ.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если денежные средства, получаемые в виде субсидий из бюджета, выделяются на компенсацию расходов по оплате работ (услуг), выполненных (оказанных) силами сторонних организаций, то такие средства в налоговую базу по НДС не включаются, так как их получение не связано с оплатой реализуемых Вашей организацией работ (услуг).
Если денежные средства, получаемые в виде субсидий из бюджета, выделяются на компенсацию расходов по работам (услугам), выполненным собственными силами организации, то такие средства являются оплатой выполненных работ (оказанных услуг) и, следовательно, будут облагаться НДС.
В целях исчисления налога на прибыль средства в виде субсидий, выделяемые организации на возмещение затрат, связанных с содержанием городских фонтанов, должны быть включены в состав внереализационных доходов. Расходы на содержание имущества уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

Обоснование вывода:

НДС

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается, в частности, реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ.
Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг признается, соответственно, передача на возмездной (или безвозмездной) основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
В силу пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы денежных средств, полученных в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Минфин России в своих разъяснениях неизменно выделяет такие виды субсидий:

получаемых на компенсацию расходов организаций по оплате приобретаемых товаров (работ, услуг);
получаемых в качестве оплаты услуг по содержанию, обслуживанию имущества.
При получении субсидий первого вида оснований для исчисления НДС не возникает (письма Минфина России от 09.06.2011 N 03-03-06/1/337, от 27.04.2010 N 03-07-11/150, от 22.01.2009 N 03-07-11/15, от 11.03.2009 N 03-07-11/57, от 28.04.2009 N 03-07-11/116), а вот при получении субсидий второго вида, по мнению финансового ведомства, необходимо исчислить НДС (письма Минфина России от 09.06.2011 N 03-03-06/1/337, от 29.11.2010 N 03-07-11/453, от 14.12.2009 N 03-03-06/1/812, от 04.06.2008 N 03-07-11/220).
Обоснованность такого подхода подтверждается и судебной практикой (постановление ФАС Московского округа от 22.06.2010 N КА-А40/5976-10).
В рассматриваемой ситуации Ваша организация понесла:

затраты в виде работ с привлечением сторонних организаций;
затраты в виде работ произведенных собственными силами.
Затраты в виде работ с привлечением сторонних организаций

Если денежные средства, получаемые в виде субсидий из бюджета, выделяются на компенсацию расходов организации по оплате приобретаемых работ (услуг) или покрытие убытков, связанных с содержанием городских фонтанов, то такие средства в налоговую базу по НДС не включаются, так как их получение не связано с оплатой реализуемых Вашей организацией товаров (работ, услуг).
Таким образом, денежные средства в виде субсидий, получаемые муниципальным учреждением из муниципального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой сторонним организациям услуг по содержанию городских фонтанов, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются, поскольку указанные денежные средства, по нашему мнению, не связаны с оплатой реализуемых МУП товаров (работ, услуг).

Затраты в виде работ (услуг), выполненных собственными силами

Так как содержание городских фонтанов, находящихся в хозяйственном ведении унитарного предприятия, по сути, представляет собой способ реализации определенных полномочий органов местного самоуправления по содержанию объектов общего пользования, не совсем корректно говорить о недополученных доходах или о компенсации определенных расходов.
По мнению Минфина России, в подобных ситуациях обоснованно можно говорить об оплате за счет средств субсидий выполненных организацией (в нашем случае - МУП) работ (оказанных услуг) и, следовательно, об исчислении НДС (письма Минфина России от 14.12.2009 N 03-03-06/1/812, от 04.06.2008 N 03-07-11/220).
То есть, если денежные средства выделяются из бюджета на оплату таких работ (услуг), то такие денежные средства включаются в налоговую базу по НДС в общеустановленном порядке на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ как средства, связанные с оплатой реализованных МУП товаров (работ, услуг).
Напомним, что согласно п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком работ определяется как стоимость этих работ, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, и без включения в них НДС (письмо Минфина России от 09.03.2010 N 03-07-11/52). А в соответствии со ст. 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки.

К сведению:
Ранее Минфин России в письмах от 30.03.2011 N КЕ-4-3/5012, от 28.07.2009 N 3-1-11/544@, от 15.06.2009 N 3-1-11/417 сообщал, что в случае оплаты налога за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета для компенсации расходов, налог на добавленную стоимость к вычету не принимается. Далее из писем следует, что суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятые к вычету по приобретенным товарно-материальным ценностям, стоимость которых компенсируется за счет средств, выделенных из федерального бюджета, подлежат восстановлению.
Федеральным законом от 19.07.2011 N 245-ФЗ п. 3 ст. 170 НК РФ был дополнен пп. 6, согласно которому суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога. Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.
Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с этим подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ. Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий. Данная норма вступает в силу с 01.09.2011 г.

Налог на прибыль

Минфин России в своих письмах указывает, что субсидии, полученные организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в перечне доходов, не учитываемых при определении налоговой базы (ст. 251 НК РФ), не поименованы и, следовательно, учитываются в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.
Так, например, в письме Минфина России от 21.12.2010 N 03-03-06/1/792 сообщено следующее.
В ст. 251 НК РФ определены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Перечень таких доходов является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в данном перечне не поименованы, в связи с чем учитываются в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке. Поэтому субсидии, полученные коммерческими организациями в целях возмещения затрат по содержанию, обслуживанию, капитальному и текущему ремонту объектов уличного освещения, находящихся на балансе общества, подлежат учету для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов. При этом в силу того обстоятельства, что затраты, на возмещение которых предоставлены субсидии, учитываются налогоплательщиками при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов, такой порядок не приводит к дополнительному налогообложению получаемых субсидий.
Аналогичные выводы представлены в письмах Минфина России от 27.07.2009 N 03-03-06/4/63, от 27.08.2010 N 03-03-06/1/573, в последнем из которых также сказано, что данные субсидии не подлежат отдельному учету, о расходовании указанных средств коммерческая организация не обязана отчитываться.
Таким образом, при получении муниципальным унитарным предприятием субсидии из бюджета муниципального образования в целях возмещения затрат на содержание фонтанов данные доходы следует включать в состав доходов от реализации при определении налоговой базы по налогу на прибыль (смотрите также постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.02.2009 N А10-2044/08-Ф02-269/2009, ФАС Волго-Вятского округа от 07.08.2008 N А31-5983/2007-26, ФАС Северо-Западного округа от 26.09.2007 N А21-2892/2006).
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Следовательно, сумма расходов, связанная с содержанием фонтанов, учитывается в целях налогообложения прибыли в общем порядке. Аналогичная позиция изложена в письмах Минфина России от 21.12.2010 N 03-03-06/1/792, от 19.03.2010 N 03-03-06/1/157, от 10.12.2009 N 03-03-06/1/800.
Если по итогам налогового периода налогоплательщиком будет получен убыток, исчисленный в соответствии с главой 25 НК РФ, то он может быть перенесен на будущее в соответствии со ст. 283 НК РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мойтак Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Мельникова Елена

Вверх

Компания-разработчик системы ГАРАНТ:


Что можно сделать:

Задать вопрос

специалисту Горячей линии
специалисту Технической поддержки
эксперту-аудитору

Зарегистрироваться

на Всероссийский онлайн-семинар
 
Заказать документ
Получить Сертификат профессионального пользователя
Пригласить специалиста для демонстрации услуг компании
Найти работу в компании
Оставить отзыв
заказать прайс-лист


Поиск по сайту


Найти




Текущий мониторинг

Сегодня 13 декабря 2018 г.

Документы:

Российская Федерация

Свердловская область 29.06.13

Судебная практика:

АРХИВ МОНИТОРИНГА

Кому, на Ваш взгляд, более интересен диск Энциклопедия Российского законодательства

студенты
преподаватели
любые специалисты

     Свой вариант



Ответить  Результаты