октябрь 2011

20.10.11

ВОПРОС.  Сотрудник организации попал в аварию (сбит машиной) в рабочее время, травма тяжелая, после лечения будет инвалидность, ФСС России оповещен.
На какие выплаты (пособия) может рассчитывать сотрудник по месту работы?
Каким образом следует оплатить день получения травмы?
ОТВЕТ.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Из видов страхового обеспечения при несчастных случаях на производстве по месту работы выплачивается пособие по временной нетрудоспособности. Пособие выплачивается в размере 100% среднего заработка, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации о пособиях по временной нетрудоспособности. Оплата дня, в который работник получил травму, может осуществляться по выбору работника либо путем оплаты отработанного в этот день времени (выполненной работы), либо путем выплаты пособия по временной нетрудоспособности.

Обоснование вывода:
Согласно ст. 8 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) обеспечение по страхованию осуществляется в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем и выплачиваемого за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; в виде единовременной и ежемесячной страховых выплат; в виде оплаты ряда дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая.
Как следует из п. 1, п. 7 ст. 15 Закона N 125-ФЗ и ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), из указанных видов обеспечения по страхованию при производственной травме по месту работы выплачивается только пособие по временной нетрудоспособности.
Согласно ст. 9 Закона N 125-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием (далее - пособие) выплачивается за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности.
Пособие выплачивается в размере 100% среднего заработка, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации о пособиях по временной нетрудоспособности.
Средний заработок для исчисления пособия должен быть определен по правилам, которые установлены в ст. 14 Закона N 255-ФЗ и в Положении об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение).
Этими нормативными актами предусмотрено, что выплата пособия производится за каждый календарный день, приходящийся на период нетрудоспособности, и во всех случаях для исчисления пособия используется средний дневной заработок работника.
Иными словами, механизм расчета пособия не предполагает возможности выплатить его только за часть дня.
На практике часто имеет место такая ситуация, когда в день получения травмы сотрудником отработана некоторая часть рабочего времени. Предполагается, что отработанное время работодатель должен учесть в табеле учета рабочего времени (часть четвертая ст. 91 ТК РФ) и оплатить (ст. 56, ст. 129, ст. 132, ст. 135 ТК РФ).
Представители ФСС России не пришли к единому мнению по вопросу о том, следует ли выплачивать пособие работнику за этот день. По мнению специалиста ФСС России Л.М. Новицкой (журнал "Зарплата", N 6, июнь 2007 г.), выплата за один и тот же день и заработной платы, и пособия по временной нетрудоспособности невозможна. Так, работнику, отработавшему полностью рабочую смену и после ее окончания получившему больничный лист, работодатель обязан начислить заработную плату за эту смену. Значит, пособие за отработанный день он не получит, поскольку выплачивается либо пособие, либо заработная плата. Таким образом, пособие по временной нетрудоспособности будет начисляться со следующего дня.
Между тем, в журнале "Практический бухгалтерский учет" (N 8, август 2008 г.) специалистами ФСС России высказано мнение, что лист нетрудоспособности подлежит оплате со дня его выдачи.
По нашему мнению, наиболее правильным будет, если при таких обстоятельствах работодатель предложит работнику выбрать, хочет ли тот получить заработную плату за отработанные часы в день выдачи листка нетрудоспособности либо пособие по временной нетрудоспособности. Наше мнение основано на следующих рассуждениях.
Если работник в день наступления страхового случая отработал только часть рабочего времени, то как минимум часть заработка за этот день он утратил.
В Законе N 125-ФЗ нет нормы, запрещающей выплату пособия по временной нетрудоспособности, если в день наступления страхового случая у сотрудника есть отработанное время. Если бы работник не имел права выбора, то Порядок выдачи листков нетрудоспособности, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 N 624н, устанавливал бы, что листок нетрудоспособности всегда выдается в день обращения в медицинское учреждение, и не допускал бы выдачу листка нетрудоспособности по просьбе работника со следующего дня. Законодательство не предоставляет работодателю права самому решать, какую из этих выплат произвести работнику. А поскольку право на их получение принадлежит работнику, думаем, что будет правильно, если такой выбор работник сделает сам. Полагаем, что работодатель может попросить работника в письменном виде оформить свою волю.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Соловьев Олег

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кикинская Анна

13.10.11


ВОПРОС. В 2011 году организацией продолжают учитываться на счете 97 классические расходы будущих периодов.
Как отражать их в промежуточной бухгалтерской отчетности? Например, можно ли страховые премии по договору страхования отражать как дебиторскую задолженность?

ОТВЕТ.
Начиная с годовой отчетности 2011 года вступает в силу приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - Приказ N 66н). Так, по сравнению с формой бухгалтерского баланса, рекомендованной ранее приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н, новая форма, утвержденная Приказом N 66н, не содержит в расшифровке оборотных активов строки "расходы будущих периодов".
Вместе с тем, в п. 3 Приказа N 66н установлено, что организации самостоятельно определяют детализацию показателей статей отчетности:
• бухгалтерского баланса;
• отчета о прибылях и убытках;
• отчета об изменениях капитала;
• отчета о движении денежных средств;
• отчета о целевом использовании полученных средств.
Соответствующие изменения внесены приказом Минфина России от 24.12.2010 N 186н и в п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, далее - Положение N 34н), вступающие в силу с бухгалтерской отчетности 2011 года.
Правило о том, что затраты отчетного периода, относящиеся к следующим периодам, отражаются в Бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов, теперь не действует. Вместо этого в п. 65 Положения N 34н указано, что "затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида".
Если предыдущая редакция п. 65 Положения N 34н давала возможность организации самостоятельно установить порядок списания "расходов будущих периодов", то действующая редакция отсылает бухгалтера к нормативно-правовым актам, которыми регламентировано признание в расходах "стоимости активов данного вида". То есть фактически Положение N 34н отсылает к нормам ПБУ 10/99 "Расходы организации", ПБУ 17/02 "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы", ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" и другое.
При этом из Плана счетов, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2 000 N 94н (далее - План счетов), счет 97 "Расходы будущих периодов", предназначенный для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, не исключен. И перечень объектов учета на этом счете является открытым.
Правила признания расходов в бухгалтерском учете установлены нормами ПБУ 10/99 "Расходы организации". Требование о равномерном признании расходов, понесенных организацией в текущем отчетном периоде, но относящихся к предстоящим отчетным периодам, закреплено в п. 18 и п. 19 ПБУ 10/99. Таким образом, независимо от изменений, внесенных в п. 65 Положения, для целей бухгалтерского учета остается актуальным принцип обоснованного распределения расходов между отчетными периодами, когда расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем.
Отметим, что официальных разъяснений Минфина России по данному вопросу пока нет. Возможно, будут разработаны и приняты новые нормативные документы по бухгалтерскому учету (или изменения в ПБУ и План счетов), в которых будет более четко прописан порядок учета такого типа затрат.
Таким образом, до принятия новых нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок учета конкретных видов активов (в том числе расходов), отражаемых в составе актива баланса, организация вправе применять сложившийся порядок учета затрат, относимых ею ранее к расходам будущих периодов, на основании учетной политики.
Напомним, что организация всегда вправе изменить учетную политику с начала отчетного года в случае разработки организацией нового способа ведения бухгалтерского учета, когда применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации (п.п. 10, 12 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").
Вместе с тем рекомендуемый некоторыми специалистами учет отдельных видов затрат по дебету счетов расчетов (76) не соответствует их экономическому смыслу. Например, выплачиваемые единовременно страховые премии не могут рассматриваться в качестве дебиторской задолженности страховщика, поскольку денежное обязательство страховой компании перед страхователем образуется только при наступлении страхового случая. И только в этот момент в учете страхователя может быть отражена дебиторская задолженность страховщика в сумме причитающейся страхователю денежной выплаты (страхового возмещения).
Возможно, речь в указанных комментариях идет о ситуации, когда по дебету счета 97 учитывались реальные авансы (что являлось нарушением), например авансы за подписку на периодику, абонентскую плату и т.п. Такие платежи не должны учитываться по дебету счета 97 (как ранее, так и с 2011 года).
Согласно Приказу N 66н показатели баланса отражаются в разрезе разделов и групп, а не по статьям и группам в соответствии с ПБУ 4/99, т.е. показатели, в частности, строки "Запасы" и "Прочие оборотные активы" укрупнены, и разбивка по статьям отсутствует.
И хотя в новой форме бухгалтерского баланса отсутствует строка, по которой ранее отражались числовые показатели статьи "Расходы будущих периодов", тем не менее считаем, что при составлении промежуточной отчетности за I квартал, полугодие, девять месяцев 2011 года в разделе II Бухгалтерского баланса по группе статей "Запасы", по-прежнему, числовые показатели включают затраты отчетного периода, относящиеся к следующим периодам.
Основываемся мы на п. 20 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" и том факте, что приказом Минфина России от 08.11.2010 N 142н ПБУ 4/99 актуализировано на 2011 год.
Организация может расшифровать свои "Запасы" в Пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (далее - Пояснения), которые являются Приложением N 3 к новым формам отчетности (по итогам года) (п. 3 Приказа N 66н). Поэтому в учетной политике следует закрепить принцип существенности, которым будет пользоваться организация для заполнения своей финансовой отчетности.
Причем отразить указанные активы необходимо и в промежуточной отчетности 2011 года, так как она должна быть сопоставима с годовой (п. 34 Положения N 34н, письма Минфина России от 24.01.2011 N 07-02-18/01, ФНС России от 18.04.2011 N КЕ-4-3/6116@).
Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия хозяйственных ситуаций. Расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование (подготовлено экспертами компании "Гарант");
- Энциклопедия хозяйственных ситуаций. Расходы на сертификацию (декларирование соответствия) продукции и услуг (подготовлено экспертами компании "Гарант").

Ответ подготовили:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга


07.10.11

ВОПРОС. Структурное подразделение, в котором трудится работник, указано в трудовом договоре.
Можно ли в период временной нетрудоспособности работника, но с его согласия перевести его в другое структурное подразделение?


ОТВЕТ.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По соглашению с работником, оформленному в письменном виде, работодатель вправе осуществить перевод работника в другое структурное подразделение в период его временной нетрудоспособности.
Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 57 ТК РФ место работы и трудовая функция работника являются обязательными условиями, подлежащими включению в трудовой договор.
В силу ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон, кроме случаев, прямо установленных Трудовым кодексом РФ. На основании ст. 72.1 ТК РФ перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев временного перевода при чрезвычайных обстоятельствах, предусмотренных частями второй и третьей ст. 72.2 ТК РФ.
При этом трудовым законодательством не предусмотрено каких-либо ограничений на изменение условий трудового договора в период временной нетрудоспособности работника. Соответственно, если и работодатель, и работник согласны на перевод последнего в другое структурное подразделение, то такой перевод возможен даже в период временной нетрудоспособности работника.
Для надлежащего оформления перевода с работником заключается соответствующее соглашение, без которого перевод не может считаться законным. На основании подписанного сторонами соглашения работодатель издает приказ о переводе. Работник в обязательном порядке должен быть ознакомлен с данным приказом, на его же основании в трудовую книжку вносится запись о переводе.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кузнецова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

 

06.10.11

ВОПРОС. Можно ли при проведении запроса котировок в рамках Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ определять не начальную максимальную цену контракта, а цену единицы услуги?

ОТВЕТ.
Обоснование вывода:
Запрос котировок является одной из форм размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений, предусмотренных ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
Цена государственного или муниципального контракта, а также гражданско-правового договора бюджетного учреждения (совместно - "контракт", ст. 5 Закона N 94-ФЗ) является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, прямо поименованных в Законе N 94-ФЗ (ч. 4.1 ст. 9 этого Закона). Иными словами, по общему правилу по итогам размещения заказа цена, независимо от способа размещения заказа, определяется за все количество поставляемых товаров, весь объем выполняемых работ или оказываемых услуг по контракту в целом.
Возможность определения в контракте цены единицы товаров, работ, услуг предусмотрена лишь в отношении товаров, работ и услуг, поименованных в ч. 4.2 ст. 9 Закона N 94-ФЗ, и только для случаев размещения заказов путем проведения торгов.
Для случаев размещения заказов путем проведения запроса котировок такая возможность Законом N 94-ФЗ не предусмотрена. Более того, согласно п.п. 4 и 8 ст. 43 Закона N 94-ФЗ и ч. 2 ст. 45 Закона N 94-ФЗ извещение о проведении запроса котировок должно содержать, помимо прочего, максимальную цену контракта, определяемую заказчиком, уполномоченным органом в результате изучения рынка необходимых товаров, работ, услуг. То есть закон прямо устанавливает, что заказчик обязан указывать в извещении о проведении запроса котировок не цену единицы товаров, работ, услуг, а цену всего контракта.
В свою очередь, котировочная заявка должна содержать сведения, предусмотренные ст. 44 Закона N 94-ФЗ, в частности цену товара (работы, услуги) с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи). Котировочная заявка, в которой предложенная цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, не рассматривается котировочной комиссией и отклоняется на основании ч. 3 ст. 47 Закона N 94-ФЗ.
При этом контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной в котировочной заявке участника размещения заказа, с которым заключается контракт (ч. 8 ст. 47 Закона N 94-ФЗ). На это обращается внимание в письме Минэкономразвития России от 25.01.2010 N Д22-52.
Соответственно, котировочная заявка, содержащая исключительно цену единицы товара (работы, услуги), но не содержащая цены всего контракта, то есть общего количества товаров, объема работ, услуг (цены контракта), должна быть отклонена котировочной комиссией.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Штукатурова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Вверх

Компания-разработчик системы ГАРАНТ:


Что можно сделать:

Задать вопрос

специалисту Горячей линии
специалисту Технической поддержки
эксперту-аудитору

Зарегистрироваться

на Всероссийский онлайн-семинар
 
Заказать документ
Получить Сертификат профессионального пользователя
Пригласить специалиста для демонстрации услуг компании
Найти работу в компании
Оставить отзыв
заказать прайс-лист


Поиск по сайту


Найти




Текущий мониторинг

Сегодня 13 декабря 2018 г.

Документы:

Российская Федерация

Свердловская область 29.06.13

Судебная практика:

АРХИВ МОНИТОРИНГА

Кому, на Ваш взгляд, более интересен диск Энциклопедия Российского законодательства

студенты
преподаватели
любые специалисты

     Свой вариант



Ответить  Результаты