ноябрь 2011

22.11.11

ВОПРОС.В служебных кабинетах работников организации установлена система видеонаблюдения. Правомерно ли использование видеонаблюдения для контроля за поведением работников? Следует ли уведомлять работников о том, что ведется видеонаблюдение? Если да, то каков порядок данного уведомления?

ОТВЕТ.
Для начала отметим, что, к сожалению, в настоящее время вопрос о правомерности установки систем видеонаблюдения работодателями и процедура такой установки прямо законодательством не регламентируются.
Безусловно, одной из задач работодателя является обеспечение общественного порядка на предприятии, безопасных условий труда, сохранности имущества. Но в то же время ведение видеонаблюдения в помещениях работодателя в определенной степени может затронуть конституционные права работников, а именно установленное ст. 23 Конституции РФ право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24 Конституции РФ).
Как сказано в определении Конституционного Суда РФ от 9 июня 2005 г. N 248-О, право на неприкосновенность частной жизни означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера. В понятие "частная жизнь" включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит непротивоправный характер.
В силу ч. 8 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.
С одной стороны, исходя из ст. 91 ТК РФ в течение рабочего времени работник должен исполнять трудовые обязанности, которые, по сути, не должны относиться к его частной жизни, и следовательно, на первый взгляд, процесс постоянного дистанционного наблюдения за работником не должен считаться вмешательством в его личную жизнь.
Однако полагаем, что постоянный контроль за работником на рабочем месте в течение всего рабочего дня не может не затронуть его частной жизни, поскольку отдельные элементы его поведения в течение этого времени могут относиться к его частной жизни.
Персональными данными является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных").
Согласно ст. 85 ТК РФ персональные данные работника - информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. При этом в Трудовом кодексе не уточняется, какая конкретно информация к ним относится.
Под обработкой персональных данных в данной норме понимается получение, хранение, комбинирование, передача или любое другое использование персональных данных работника. Полагаем, что некоторые элементы поведения работника в течение рабочего дня могут подпадать под понятие персональных данных.
Статьей 86 ТК РФ установлены требования, которые должен соблюдать работодатель при обработке персональных данных работника. В частности, обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества. Кроме того, при определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоваться Конституцией РФ, ТК РФ и иными федеральными законами.
В силу ст. 209 ТК РФ под условиями труда понимается совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. На наш взгляд, постоянный видеоконтроль за работником может вызывать у него чувство дискомфорта, стресс, и, как следствие, повлиять на здоровье и работоспособность. В силу ст. 21 ТК РФ работник имеет право на получение полной достоверной информации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.
Из изложенного можно сделать вывод, что для установки видеонаблюдения в служебных кабинетах необходимо не только предупредить работников, но и получить их письменное согласие, кроме того, неправомерно устанавливать системы видеонаблюдения для каких-либо иных целей, не связанных с обеспечением личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы, а также обеспечения сохранности имущества.
Письменное согласие работников может быть получено, например, путем составления дополнительного соглашения к трудовому договору либо путем проставления работником подписи и записи о согласии на приказе о внедрении на территории работодателя системы видеонаблюдения. Необходимо также издать приказ о введении такой системы с указанием причин введения, а также даты начала работы системы; внести соответствующие изменения в правила внутреннего трудового распорядка, дополнив их соответствующим разделом (пунктом) о работе системы видеонаблюдения, а также с обоснованием причин введения наблюдения, а затем ознакомить работников с этими документами.
Кроме того, все помещения, в которых расположены видеокамеры, следует оснастить информационными табличками, предупреждающими о проведении видеонаблюдения.
Также в силу ст. 88 ТК РФ необходимо специально уполномочить всех лиц, которым будет разрешен доступ к системе видеонаблюдения и записям с видеокамер (обслуживающий систему персонал, лица, которые вправе просматривать записи).
Работники и их представители должны быть ознакомлены под роспись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области (п. 8 части первой ст. 86 ТК РФ).


Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем


14.11.11

ВОПРОС. Сотрудник работает вахтовым методом (15 дней рабочих, 15 выходных).
Работник направляется работодателем на курсы повышения квалификации в период междувахтового отдыха. По Трудовому кодексу РФ на период обучения с отрывом от работы за работником должен сохраняться средний заработок.
Как оплачивать дни повышения квалификации в период междувахтового отдыха?

ОТВЕТ.
Согласно ст. 106 ТК РФ время отдыха - это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
Соответственно, направить работника на курсы повышения квалификации в период междувахтового отдыха (как и в период любого другого вида отдыха) работодатель может только в том случае, если работник согласен таким образом использовать свое время отдыха.
В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Как видим, для предоставления указанной гарантии определяющим является факт отрыва работника от работы. Поскольку при повышении квалификации, которое осуществляется в рабочее время, работник утрачивает заработок, ему сохраняется его средний заработок за пропущенные дни. Если же работник обучается на курсах повышения квалификации в дни междувахтового отдыха, которые рабочими не являются, то отрыва от работы не происходит и основания для выплаты ему среднего заработка отсутствуют.
Поскольку обучение на курсах повышения квалификации не является работой, оплачивать это время по правилам ст. 153 ТК РФ (оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни) работодатель также не обязан.
Дни нахождения работника на курсах повышения квалификации не перестают быть днями междувахтового отдыха. Поэтому каждый день междувахтового отдыха, который совпал с обучением, подлежит оплате работодателем в обычном порядке: в размере дневной ставки, если более высокая оплата не установлена коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором (часть третья ст. 301 ТК РФ).
Добавим, что работодатель вправе установить в локальных нормативных актах порядок и размер доплаты работнику за использование дней междувахтового отдыха для повышения квалификации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кикинская Анна

10.11.11

ВОПРОС. Главным распорядителем бюджетных средств для целей закупки дорогостоящего медицинского оборудования выделены денежные средства. Заказчик, желая распорядиться данными денежными средствами наиболее эффективным образом, при подготовке аукционной документации намерен указать начальную (максимальную) цену меньше, чем выделено распорядителем.
Правомерны ли действия заказчика в этом случае?


ОТВЕТ.
Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) не устанавливает конкретных требований к определению начальной (максимальной) цены контракта, в том числе гражданско-правового договора бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (ст. 5 этого Закона). Однако из ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ следует, что заказчик устанавливает начальную (максимальную) цену контракта самостоятельно, публикуя обоснование установления конкретного размера в соответствии с этой статьей. При этом заказчик может либо определить эту цену, используя данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информацию о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка и иные источники информации, либо осуществить свои расчеты.
Отметим также, что в переходный период с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года бюджетные учреждения, которым не предоставляются субсидии из соответствующего бюджета в установленном порядке, являются получателями бюджетных средств (п. 1 ч. 19 ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"). Соответственно, для таких бюджетных учреждений остаются актуальны указания п. 3 ст. 219 БК РФ, в соответствии с которым получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, в том числе путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Оборот "в пределах", использованный в этой норме, равнозначен обороту "не более".
Таким образом, бюджетные учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств, не вправе устанавливать более высокую начальную (максимальную) цену контракта, чем выделенная сумма, но могут установить цену равную ей или меньшую.
В отношении бюджетных учреждений, которые не являются получателями бюджетных средств, аналогичных правил в законодательстве не содержится, однако представляется очевидным, что принцип расходования ими денежных средств должен быть тем же. Тем более что в ч. 1 ст. 1 Закона N 94-ФЗ прямо указано, что этот Закон устанавливает единый порядок размещения заказов в целях, в том числе, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Штукатурова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

02.11.11

ВОПРОС.  Сотруднику организации при направлении в зарубежную командировку на личную банковскую карту перечислен аванс в рублях. По возвращении сотрудник предоставил чеки из гостиницы (оплата была произведена путем списания с рублевой карты соответствующей суммы валюты по внутреннему курсу банка) и выписку из банка о размерах списанных денежных средств с карты работника. При этом выписки банка по списанию денежных средств с карты работника содержат сведения о суммах в валюте совершаемой операции и суммах в рублях по данной операции. Суммы в валюте совершаемой операции соответствуют суммам, указанным в расходных документах (счете за оплату гостиницы).
Правомерна ли выдача денежных средств организацией под отчет своим сотрудникам путем безналичного перечисления средств на их банковские счета для совершения операций, связанных с хозяйственной деятельностью организации? В каком порядке следует осуществлять расчеты с данным сотрудником? Какой курс используется при этом? Как данная ситуация отражается в бухгалтерском учете?

ОТВЕТ.
О правомерности перечисления аванса на командировочные расходы на банковскую карту работника
Согласно ст. 168 ТК РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:
• расходы по проезду;
• расходы по найму жилого помещения;
• дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
• иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Согласно п. 10, п. 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров ЦБР 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок), выдача организациями наличных денег под отчет своим работникам для осуществления командировочных расходов производится наличными деньгами.
Банк России в письме от 18.12.2006 N 36-3/2408 отметил, что нормативными актами Банка России не предусмотрена выдача денежных средств организацией под отчет своим сотрудникам путем безналичного перечисления средств на их банковские счета для совершения операций, связанных с хозяйственной деятельностью организации.
Позже ЦБР опроверг данный вывод и в новом письме от 23.07.2009 N 29-1-1-7/4625 указал, что вопросы проведения безналичных расчетов, в том числе операций по безналичному перечислению денежных средств на банковские счета физических лиц, открытых для совершения операций с банковскими картами, не являются предметом регулирования Порядка. В этом письме также отмечено, что "вопрос о допустимости возмещения расходов, связанных со служебными командировками, путем их перечисления на банковские счета работников - физических лиц, открытые для совершения операций с использованием банковских карт, находится в плоскости применения трудового законодательства". Согласно ст. 168 ТК РФ порядок возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяется коллективным договором или локальным нормативным актом.
Обращаем Ваше внимание, что действующим законодательством штрафных санкций за перечисление подотчетных сумм на карты работников не предусмотрено. Так, ст. 15.1 КоАП РФ указывает, что штраф за нарушение порядка ведения кассовых операций и работы с наличными деньгами взимается за осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности, несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, а не за безналичное перечисление подотчетных сумм.
Таким образом, по нашему мнению, при направлении работника в командировку возможна как выдача организацией ему корпоративной банковской карты, так и перечисление подотчетных средств на личный счет работника (карту) для осуществления командировочных расходов в безналичном порядке, если против такого перечисления не возражает обслуживающий банк.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом (ст. 168 ТК РФ, п. 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749).
Рекомендуем утвердить список лиц, на банковские карты которых могут производиться перечисления денежных средств в качестве подотчетных сумм.
Чтобы обосновать перечисление денежных средств на карту работника и подтвердить целевой характер такого перечисления (в рассматриваемой ситуации - командировочные расходы), целесообразно взять с работника заявление с просьбой о перечислении ему аванса на командировочные расходы на банковскую карту с указанием ее реквизитов.
Расчеты с подотчетным лицом
В соответствии с п. 5 ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (далее - ПБУ 3/2006) пересчет стоимости актива или обязательства, выраженной в иностранной валюте, в рубли производится по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, устанавливаемому ЦБ РФ.
Согласно п. 24 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н и п. 6 ПБУ 3/2006, записи в бухгалтерском учете по операциям в иностранной валюте производятся в рублях, в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу ЦБР, действующему на дату совершения операции.
Датой совершения операции в иностранной валюте по расходам, связанным с командировками, согласно Приложению к ПБУ 3/2006 признается дата утверждения авансового отчета.
Обращаем внимание, что авансовый отчет об израсходованных суммах сотрудник должен представить в течение 3 рабочих дней. Этот срок, согласно п. 11 Порядка, начинается со дня возвращения работника из командировки на предприятие.
Таким образом, для целей бухгалтерского учета командировочные расходы, осуществленные сотрудником в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу на дату утверждения авансового отчета.
Курсовой разницей в соответствии с п. 3 ПБУ 3/2006 признается разница между рублевой оценкой актива или обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, на дату исполнения обязательств по оплате или отчетную дату данного отчетного периода и рублевой оценкой этого же актива или обязательства на дату принятия его к бухгалтерскому учету в отчетном периоде или отчетную дату предыдущего отчетного периода.
Так, например, курсовой разницей может являться разница, образовавшаяся при приобретении ТМЦ, в случае, когда дата принятия их к учету происходит ранее даты оплаты.
Иными словами, курсовая разница образуется вследствие изменения курса иностранной валюты.
В рассматриваемой ситуации разница образуется между курсом банка, по которому происходит списание со счета карты, и курсом ЦБР на дату признания командировочных расходов, что, как следует из вышеизложенного, не подпадает под понятие курсовой разницы.
Говоря иначе, организация несет расходы, связанные не с изменением курса иностранной валюты, а расходы, связанные с ее обменом.
В связи с этим в данном случае указанная разница не является курсовой, а образует расход на обмен валюты (конвертация по внутреннему курсу банка).
Размер этого расхода будет определяться расчетным путем на основании выписки банка в рассматриваемом случае и курса ЦБР, действующего на дату утверждения авансового отчета.
Выписка банка в этом случае является первичным документом, на основании которого и будет отражаться такой расход в учете. Расчет расхода, в свою очередь, следует оформить бухгалтерской справкой.
По нашему мнению, проводки в бухгалтерском учете в рассматриваемой ситуации могут быть такими (суммы приведены условные):
Дебет 71 Кредит 51
- выдано под отчет 200 000 руб. (перечислено на банковскую карту);
Дебет 20 (26...) Кредит 71
- 195 000 руб. (фактические расходы, понесенные в Казахстане в валюте Казахстана, подтвержденные документами, пересчитаны в рубли по курсу ЦБР на дату утверждения авансового отчета);
Дебет 91 Кредит 71
- 5000 руб. - расходы на конвертацию валюты, рассчитанные как разница между суммами, указанными в банковских выписках, и суммой пересчета фактических расходов в рубли на дату утверждения авансового отчета.
Отметим, что разницы между бухгалтерским и налоговым учетом в рассматриваемой ситуации не возникает, поскольку и в налоговом учете в данном случае будет признан расход, связанный с обменом валюты.
Командировочные расходы для целей исчисления налога на прибыль подлежат учету в составе прочих расходов организации, связанных с производством и реализацией на основании пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ. Перечень данных расходов является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.
Минфин России, указывая на закрытость перечня командировочных расходов, допускает возможность учета отдельных расходов, связанных с командировками, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии их экономической обоснованности и надлежащего документального подтверждения (письмо Минфина России от 21.12.2007 N 03-03-06/1/884).
В письме со ссылкой на определение Конституционного суда РФ от 04.06.2007 N 320-О-П разъяснено, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом налогоплательщик, осуществляя экономическую деятельность самостоятельно на свой риск, вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
Разница между официальным курсом валюты и курсом ее обмена будет возникать всегда, каким бы образом эта валюта ни приобреталась. Иными словами, это неизбежный расход организации. Следовательно, расход, связанный с конвертацией по внутреннему курсу банка, по нашему мнению, является экономически обоснованным расходом. При обмене валюты через банк выдается документ (выписка и прочее), в котором обозначены курсы валют. Значит, расходы на возмещение разницы между курсами являются еще и документально подтвержденными. Таким образом, выполняются все необходимые условия для признания подобных расходов в целях налогообложения.
В письмах Минфина России от 31.03.2011 N 03-03-06/1/193, Федеральной налоговой службы от 21.03.2011 N КЕ-4-3/4408 говорится, что "расходы организации на командировочные расходы следует определять исходя из истраченной суммы согласно первичным документам валюты по курсу обмена".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Машедо Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Мельникова Елена

 

Вверх

Компания-разработчик системы ГАРАНТ:


Что можно сделать:

Задать вопрос

специалисту Горячей линии
специалисту Технической поддержки
эксперту-аудитору

Зарегистрироваться

на Всероссийский онлайн-семинар
 
Заказать документ
Получить Сертификат профессионального пользователя
Пригласить специалиста для демонстрации услуг компании
Найти работу в компании
Оставить отзыв
заказать прайс-лист


Поиск по сайту


Найти




Текущий мониторинг

Сегодня 21 апреля 2018 г.

Документы:

Российская Федерация

Свердловская область 29.06.13

Судебная практика:

АРХИВ МОНИТОРИНГА

Кому, на Ваш взгляд, более интересен диск Энциклопедия Российского законодательства

студенты
преподаватели
любые специалисты

     Свой вариант



Ответить  Результаты