декабрь 2011

29 декабря 2011

ВОПРОС. При приемке товаров покупателем выявлена недостача, в связи с чем была предъявлена претензия поставщику.
Имеет ли право поставщик в данной ситуации выставить корректировочный счет-фактуру, или необходимо внести исправления в ранее выставленный счет-фактуру?

ОТВЕТ.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации поставщик имеет право выставить корректировочный счет-фактуру, если претензия поставщику предъявлена после 1 октября 2011 года.

Обоснование вывода:
Изменениями главы 21 НК РФ, внесенными Федеральным законом от 19.07.2011 N 245-ФЗ (далее - Закон N 245-ФЗ), предусмотрены корректировочные счета-фактуры.
Согласно п. 1 ст. 4 Закона N 245-ФЗ данный Федеральный закон вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением положений, для которых данной статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
С учетом этого статьи, затрагивающие порядок применения корректировочных счетов-фактур, начинают применяться с 1 октября 2011 года.
В частности, п. 3 ст. 168 НК РФ предусмотрено, что при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае уточнения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее пяти календарных дней, считая со дня составления документов, указанных в п. 10 ст. 172 НК РФ
В п. 10 ст. 172 НК РФ определено, что документом, подтверждающим согласие должника на изменение стоимости, может быть договор, соглашение, иной первичный документ, подтверждающий согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе из-за изменения цены (тарифа) и (или) изменения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
О порядке применения корректировочных счетов-фактур смотрите письмо ФНС России от 28.09.2011 N ЕД-4-3/15927@ "О применении корректировочного счета-фактуры".
В нем, в частности, определено, что оформление корректировочных счетов-фактур осуществляется на основании составленного, начиная с 1 октября 2011 года, соответствующего первичного документа, согласно которому изменяется стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.
Таким образом, если претензия поставщику предъявлена после 1 октября 2011 года, то, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации поставщик имеет право выставить корректировочный счет-фактуру.
Если же приемка товара и предъявление претензии состоялись ранее 1 октября 2011 года, то в рассматриваемой ситуации поставщик должен внести исправления в ранее выставленный счет-фактуру в порядке, предусмотренном п. 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Машедо Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

19 декабря 2011

ВОПРОС. Муниципальный контракт на капитальный ремонт общежития заключен органом местного самоуправления. В контракте предусмотрено, что "оплата производится по мере поступления денежных средств из бюджета на расчетный счет заказчика, для финансирования данного контракта, не позднее 90 дней с момента поступления денежных средств, после подписания сторонами акта выполненных работ".
Правомерно ли это условие? Может ли заказчик заключить контракт, не обеспеченный денежными средствами?

ОТВЕТ.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Отсутствие у заказчика необходимых средств само по себе не препятствует размещению заказа и заключению контракта.
Если в соответствии с контрактом срок оплаты зависит от момента поступления финансирования из бюджета, то этот срок не может считаться установленным.

После принятия заказчиком работ подрядчик вправе требовать их оплаты, в том числе в судебном порядке.

Обоснование вывода:
Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) условия, необходимые для начала процедур размещения заказа, не установлены. Однако необходимо помнить, что данный закон основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации и Бюджетного кодекса Российской Федерации (ч. 1 ст. 2 Закона N 94-ФЗ).
Согласно ст.ст. 72 и 161 Бюджетного кодекса РФ заключение и оплата органом местного самоуправления муниципальных контрактов, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Нарушение этого требования при заключении муниципальных контрактов является основанием для признания их судом недействительными по иску соответствующего главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.
Таким образом, необходимым условием для размещения заказа и заключения контрактов (договоров) должно быть наличие утвержденных и доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств, необходимых для оплаты заключенных контрактов.
Вместе с тем ни Бюджетный кодекс РФ, ни Гражданский кодекс РФ, ни Закон N 94-ФЗ, ни какой-либо иной закон не ограничивают какие-либо периоды в течение года, на протяжении которых государственные и муниципальные заказчики могут или не могут заключать контракты (договоры).
Таким образом, если размещение заказа осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств по кодам классификации расходов соответствующего бюджета, контракт (договор) может быть заключен в любое время, в любой день года. Законодательство не связывает возможность размещения заказа и заключения контракта с наличием у заказчика соответствующих средств, перечисленных ему из соответствующего бюджета. Отсутствие таких средств не освобождает заказчика от ответственности по контракту.
Условия о форме, сроках и порядке оплаты товара, работ, услуг должны быть указаны в документации об открытом аукционе в электронной форме и подлежат обязательному включению в контракт, заключаемый по итогам проведения торгов (п. 8 ч. 4 ст. 41.6, ч. 10 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ).
На практике условие о сроке оплаты нередко формулируется в контрактах путем указания на момент получения заказчиком соответствующих средств из бюджета (смотрите, например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 22.11.2010 по делу N А03-2283/2010, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2009 N 11АП-920/2009 и от 27.03.2009 N 11АП-842/2009).
В то же время представляется, что подобная формулировка условия контракта о сроке оплаты свидетельствует о том, что указанный срок не определен. Объясним, почему.
На основании ст. 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Также срок может определяться указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Однако такое событие, как поступление денежных средств из бюджета, очевидно, не может рассматриваться как неизбежное. При таких обстоятельствах срок исполнения обязательства по оплате не может считаться установленным и, следовательно, должен определяться по правилам, предусмотренным ст. 314 ГК РФ (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2008 N 12АП-4687/2008).
По смыслу ст.ст. 746, 711 ГК РФ, приемка заказчиком выполненных работ влечет возникновение обязательства по их оплате. В связи с этим подрядчик после принятия заказчиком работ вправе потребовать их оплаты, а если это требование не будет исполнено - обратиться с соответствующим требованием в суд (постановление ФАС Поволжского округа от 26.11.2010 по делу N А12-24177/2009 (определением ВАС РФ от 18.04.2011 N ВАС-712/11 в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано), от 17.01.2011 по делу N А57-4327/2010 и от 23.06.2011 по делу N А12-21833/2010, ФАС Северо-Кавказского округа от 30.04.2010 по делу N А25-1274/2009).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей


6 декабря 2011

ВОПРОС. Организация (заказчик-застройщик) приобретает в собственность земельный участок на аукционе. На земельном участке будет строиться многоквартирный жилой дом с привлечением денежных средств для долевого строительства.
Кому будет принадлежать этот участок после окончания строительства?

ОТВЕТ.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Земельный участок, на котором будет построен многоквартирный жилой дом, будет принадлежать собственникам помещений в нем на праве общей долевой собственности с момента регистрации их прав на эти помещения.

Обоснование вывода:
Право собственности на земельные участки, согласно ст. 25 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
Согласно ст. 289, ст. 290 ГК РФ, ст. 36 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество этого дома, не являющееся частью одной из квартир и предназначенное для обслуживания более одного помещения в этом доме, в том числе земельный участок, на котором расположен дом. При этом исходя из ст. 273, п. 2 ст. 290 ГК РФ, ст. 38 ЖК РФ доля в праве собственности на общее имущество многоквартирного дома переходит вместе с правом собственности на жилое или нежилое помещение в этом доме.
В соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о долевом строительстве) у участника долевой собственности при возникновении права собственности на объект долевого строительства одновременно возникает доля в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме, которая не может быть отчуждена или передана отдельно от права собственности на объект долевого строительства. Учитывая, что право собственности на объект долевого строительства возникает у участника долевой собственности с момента государственной регистрации такого права (п. 1 ст. 16 Закона о долевом строительстве, ст.ст. 130, 131, 219 ГК РФ), право долевой собственности на земельный участок, на котором расположен дом, также возникает с момента государственной регистрации права собственности на объект долевого строительства. При этом государственная регистрация возникновения права собственности на объект долевого строительства одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество (ч. 5 ст. 16 Закона о долевом строительстве, п. 2 ст. 23 Закона о регистрации, п. 6 Инструкции об особенностях государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве, прав, ограничений (обременений) прав на объекты недвижимого имущества в связи с долевым строительством объектов недвижимого имущества, утвержденной приказом Минюста РФ от 09.06.2005 N 82).
Таким образом, по завершении строительства при регистрации права собственности на объект долевого строительства право общей долевой собственности на земельный участок, находящийся под домом, должно регистрироваться автоматически. Соответствующая запись вносится в свидетельство о государственной регистрации права, выдаваемое собственнику помещения в многоквартирном доме.
Основанием для государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства являются документы, подтверждающие факт его постройки (создания), - разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, и передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства (ч. 2 ст. 16 Закона о долевом строительстве). Застройщик передает разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости или нотариально удостоверенную копию этого разрешения в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прав собственности участников долевого строительства на объекты долевого строительства не позднее чем через десять рабочих дней после получения такого разрешения (ч. 3 ст. 16 Закона о долевом строительстве).
Участник долевого строительства или его наследники вправе обратиться в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект долевого строительства, построенный (созданный) за счет денежных средств такого участника долевого строительства в соответствии с договором, после подписания застройщиком и участником долевого строительства или его наследниками передаточного акта либо иного документа о передаче объекта долевого строительства (ч. 4 ст. 16 Закона о долевом строительстве).
При регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, разделы единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, относящиеся к земельному участку, на котором расположен многоквартирный дом, и к иным объектам недвижимости, входящим в состав общего имущества в многоквартирном доме, объединяются в единое целое. При этом свидетельство о государственной регистрации права в связи с государственной регистрацией права общей долевой собственности на объекты недвижимости собственнику помещения в многоквартирном доме не выдается. Сведения о государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимости включаются в свидетельство о государственной регистрации права, выдаваемое собственнику помещения в многоквартирном доме, посредством внесения в него описания объектов недвижимости и указания размера доли в праве общей собственности на него (п. 8, п. 16 Инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества, утвержденной приказом Минюста РФ от 14.02.2007 N 29, п. 42, п. 74 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пенкин Вадим

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Вверх

Компания-разработчик системы ГАРАНТ:


Что можно сделать:

Задать вопрос

специалисту Горячей линии
специалисту Технической поддержки
эксперту-аудитору

Зарегистрироваться

на Всероссийский онлайн-семинар
 
Заказать документ
Получить Сертификат профессионального пользователя
Пригласить специалиста для демонстрации услуг компании
Найти работу в компании
Оставить отзыв
заказать прайс-лист


Поиск по сайту


Найти




Текущий мониторинг

Сегодня 22 июня 2018 г.

Документы:

Российская Федерация

Свердловская область 29.06.13

Судебная практика:

АРХИВ МОНИТОРИНГА

Кому, на Ваш взгляд, более интересен диск Энциклопедия Российского законодательства

студенты
преподаватели
любые специалисты

     Свой вариант



Ответить  Результаты