август 2012

31.08.12

Вопрос:
Каков порядок бухгалтерского и налогового учета командировочных расходов, а именно стоимости железнодорожных билетов и сумм страховых взносов на обязательное личное страхование пассажира, включаемых в стоимость этих билетов? Как данные расходы отражаются в авансовом отчете? Каков порядок отражения НДС по приобретенным билетам в документах, применяемых при расчетах по НДС?


Ответ:
1. Страховые взносы на страхование пассажиров. Авансовый отчет

При направлении работника в служебную командировку ему гарантируется возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, к которым относятся, в частности, расходы по проезду. Порядок и размеры возмещения командировочных расходов определяются коллективным договором или локальным нормативным актом (ст.ст. 167, 168 Трудового кодекса РФ, п. 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее - Положение)).
К расходам по проезду к месту командировки и обратно относится в том числе страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров от несчастных случаев на время поездки (п. 1 Указа Президента РФ от 07.07.1992 N 750 "Об обязательном личном страховании пассажиров" (далее - Указ N 750), п. 12 Положения).
Сумма страхового взноса включается в стоимость проездного документа и взимается с пассажира при продаже проездного документа (п. 3 Указа N 750).
По возвращении из командировки работник обязан в течение 3 рабочих дней представить работодателю авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах (п. 26 Положения).
На оборотной стороне формы авансового отчета (форма N АО-1, утверждена постановлением Госкомстата РФ от 01.08.2001 N 55 (далее - Постановление N 55) подотчетное лицо записывает перечень документов, подтверждающих произведенные расходы (командировочное удостоверение, квитанции, транспортные документы, чеки ККМ, товарные чеки и другие оправдательные документы), и суммы затрат по ним (графы 1-6). В бухгалтерии проверяются целевое расходование средств, наличие оправдательных документов, подтверждающих произведенные расходы, правильность их оформления и подсчета сумм, а также на оборотной стороне формы указываются суммы расходов, принятые к учету (графы 7-8), и счета (субсчета), которые дебетуются на эти суммы (графа 9) (Указания по по применению и заполнению унифицированной формы "Авансовый отчет" (форма N АО-1), утвержденные Постановлением N 55).
Следовательно, при заполнении формы авансового отчета работник на оборотной стороне формы N АО-1 в графе 5 (6) указывает полную стоимость оплаченного им железнодорожного билета, включая сумму страхового взноса. Бухгалтерия организации при наличии оснований принятия расходов к учету указывает соответствующую сумму в графе 7 (8).

2. Бухгалтерский учет

Для целей бухгалтерского учета расходы на командировки следует рассматривать в качестве расходов по обычным видам деятельности, которые признаются на дату утверждения руководителем организации авансового отчета (п.п. 5, 16 ПБУ 10/99 "Расходы организации").
Источник списания командировочных расходов зависит от цели и характера командировки. Так, например, командировочные расходы могут быть учтены на следующих счетах учета затрат: 20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу".
Поскольку сумма страхового взноса на обязательное личное страхование пассажира относится к командировочным расходам, она относится на тот же счет учета затрат, что и иные расходы, связанные с командировкой.
В день утверждения руководителем организации авансового отчета в бухгалтерском учете производятся следующие записи:
Дебет 20 (26, 44) Кредит 71 "Расчеты с подотчетными лицами"
- учтены расходы на командировку на счетах учета затрат.

3. Налоговый учет

Для целей налогообложения прибыли сумма страхового взноса на обязательное личное страхование пассажира, включаемая в стоимость проездного документа, учитывается в составе расходов на командировку работника. Командировочные расходы для целей исчисления налога на прибыль, в том числе и суммы страховых взносов на обязательное страхование пассажиров, принимаются налогоплательщиков к учету на основании пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ (смотрите письма Минфина России от 10.05.2006 N 03-03-04/2/138, от 09.07.2004 N 03-03-05/1/67, материал: "Вопрос: К командировочным расходам относится стоимость оплаченных проездных билетов. При приобретении железнодорожных и авиационных билетов взимается страховой взнос по страхованию пассажиров без согласия работников. Учитывается ли сумма оплаты страхового взноса в составе командировочных расходов для целей налогообложения прибыли? Является ли эта сумма доходом командировочного лица и подлежит ли она включению в совокупный облагаемый доход? Облагается ли сумма страхового взноса единым социальным налогом? ("Налоговый вестник", N 11, ноябрь 2005 г.)").
Датой признания расходов на командировку признается дата утверждения авансового отчета (пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ).

4. Отражение НДС по приобретенному билету в документах, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость

Правила ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее - Журнал), утверждены в качестве Приложения N 3 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (далее - Правила).
Счета-фактуры (в том числе исправленные, корректировочные), полученные на бумажном носителе или в электронном виде, подлежат единой регистрации в хронологическом порядке в части 2 Журнала по дате их получения (п. 3 Правил).
Нормы Правил предусматривают регистрацию в части 2 Журнала исключительно счетов-фактур (в том числе исправленных, корректировочных).
При этом бланки строгой отчетности (их копии) с выделенной одной строкой суммой НДС, в том числе полученные при приобретении услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно, согласно пп. "а" п. 15 Правил, являются документами, не регистрируемыми в Журнале, но подлежащими хранению в течение не менее 4 лет (п. 13 Правил).
Таким образом, организация не должна регистрировать в части 2 Журнала железнодорожные билеты (бланки строгой отчетности), являющиеся основанием для принятия к вычету "входного" НДС по услугам перевозки работников к месту служебной командировки и обратно.
Что касается заполнения книги покупок, отметим, что при приобретении услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно в книге покупок регистрируются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности или их копии с выделенной отдельной строкой суммой НДС, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке (п. 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (приложение N 4 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137)).
Бланком строгой отчетности, регистрируемым в книге покупок, является проездной документ (билет), в котором отдельной строкой выделена сумма НДС. Билет является основанием для принятия налогоплательщиком к вычету сумм НДС, уплаченных по услугам по проезду к месту служебной командировки и обратно (смотрите, например, письмо Минфина России от 16.05.2005 N 03-04-11/112).
Следовательно, в рассматриваемом случае железнодорожные билеты с выделенными в них суммами НДС должны быть зарегистрированы в книге покупок.
Предъявление к вычету уплаченных сумм НДС по услугам по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно возможно не ранее налогового периода, в котором указанные бланки включены работниками в отчеты о служебных командировках (п. 1 ст. 172 НК РФ, письмо Минфина России от 20.05.2008 N 03-07-11/197).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Игнатьев Дмитрий


21.08.12

Вопрос:
Может ли филиал акционерного общества, имеющий самостоятельный баланс, создать своё обособленное подразделение, не являющееся филиалом акционерного общества, на территории, подведомственной другому налоговому органу?


Ответ:
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Обособленные подразделения могут существовать только у организации, юридического лица, каковым филиал не является.
Обособленные подразделения юридического лица могут создаваться в результате совершения руководителем филиала этого лица сделок от имени этого юридического лица.

Обоснование вывода:
Прежде отметим, что единое для всех отраслей законодательства понятие обособленного подразделения отсутствует.
В целях налогового законодательства обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Гражданское законодательство содержит определения лишь таких видов обособленных подразделений, которые расположены вне места нахождения юридического лица, как филиал и представительство. Филиалом юридического лица, в том числе акционерного общества, является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения общества и осуществляющее все его функции, в том числе функции представительства, или их часть (п. 2 ст. 55 ГК РФ, п. 2 ст. 5 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО)). Филиалы не являются юридическими лицами, действуют на основании утвержденных создавшим их юридическим лицом положений. Филиалы наделяются создавшим их юридическим лицом имуществом, которое учитывается как на их отдельных балансах, так и на балансе самого юридического лица. Руководители филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании доверенности, выданной обществом (п. 3 ст. 55 ГК РФ, п.п. 4, 5 ст. 5 Закона об АО). Напомним, что права и обязанности по сделкам, совершенным представителем по доверенности, возникают непосредственно у лица, выдавшего такую доверенность (п. 1 ст. 182, ст. 185 ГК РФ).
Филиалы (и представительства) должны быть указаны в уставе акционерного общества (абзац третий п. 3 ст. 55 ГК РФ, п. 6 ст. 5 Закона об АО). Относительно иных обособленных подразделений гражданское законодательство указаний о необходимости указания в учредительных документах создавшего их лица не содержит и каких-либо специальных требований к их созданию не предъявляет.
В любом случае законодательство говорит об обособленных подразделениях юридического лица или организации, что, по сути, является синонимом (п. 1 ст. 48, ст. 50 ГК РФ, абзац второй п. 2 ст. 11 НК РФ).
Соответственно, поскольку филиал юридическим лицом не является, "обособленных подразделений филиала" не может существовать в принципе. Обособленные подразделения организации в смысле, который вкладывает в это понятие налоговое законодательство, то есть оборудованные этой организацией стационарные рабочие места, могут создаваться в результате совершения руководителем филиала этой организации сделок (например, заключения договоров аренды, подряда, других) от имени юридического лица, если ему предоставлены полномочия на совершение таких сделок. Оборудование любого стационарного рабочего места работника организации вне места ее нахождения является созданием обособленного подразделения, независимо от того, кто именно от имени организации совершал сделку, в результате которой это место оборудуется, и кем принимался на работу работник. Как следует из сказанного выше, сведения о таких подразделениях отражать в уставе совершенно не обязательно.
Вместе с тем по месту нахождения любых обособленных подразделений юридическое лицо подлежит постановке на учет в налоговых органах (п. 1 ст. 83 НК РФ). Такая постановка осуществляется на основании сообщений, представляемых юридическим лицом в налоговый орган в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Коробейников Евгений

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

16.08.12

Вопрос:
Можно ли принять на работу сотрудника на 0,5 ставки, если это будет его единственное место работы? Если да, то как соблюсти нормы о минимальном размере оплаты труда?

Ответ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель вправе принять сотрудника на 0,5 штатной единицы. При этом нормы о минимальном размере оплаты труда как об основной государственной гарантии при оплате труда нарушены не будут.

Обоснование вывода:
Работодатель вправе самостоятельно определять структуру и численность работников организации с учетом особенностей ее деятельности и потребностей, технологии производства работ, спроса на выпускаемую продукцию, планов на дальнейшее развитие и т.д. Структура, штатный состав и численность организации определяется в штатном расписании (форма N Т-3, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1).
Согласно Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденным этим же постановлением Госкомстата (далее - Указания), штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц. В графе 4 формы Т-3 указывается количество штатных единиц по каждой должности (профессии, специальности) организации. При этом при заполнении графы 4 количество штатных единиц по соответствующим должностям (профессиям, специальностям), по которым предусматривается содержание неполной штатной единицы с учетом особенностей работы по совместительству в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, указывается в соответствующих долях, например 0,25; 0,5; 2,75 и прочее.
Таким образом, Указания допускают возможность обозначения в штатном расписании неполных, дробных штатных единиц. Очевидно, что количество работающих сотрудников не может быть дробным. Следовательно, количество работников может не соответствовать количеству штатных единиц. Поэтому если на работу по какой-либо должности (специальности, профессии) принято два человека, то в штатном расписании может быть указано две дробные штатные единицы по этой должности (специальности, профессии), в сумме образующие одну целую единицу. Иными словами, одна полная штатная единица, зафиксированная в штатном расписании, означает потребность работодателя в труде одного сотрудника в течение нормальной продолжительности рабочего времени. Штатная единица обозначает объем работы по должности, а не количество работников, ее выполняющих.
Трудовой кодекс РФ не определяет такого понятия, как ставка. Исходя из смысла, который вкладывается в этот термин, работа по какой-либо конкретной должности в течение всей нормальной продолжительности рабочего времени считается работой на полную ставку. Соответственно, если сотрудник работает на полставки, то предполагается, что он должен отрабатывать половину от нормы рабочего времени, то есть работать по этой должности неполный рабочий день (неделю).
Поэтому если работодатель заинтересован в приеме на работу сотрудника, который будет выполнять свои обязанности в течение половины от нормальной продолжительности рабочего времени, то он вправе принять такого сотрудника на 0,5 штатной единицы. При этом если такой сотрудник не имеет иного места работы, то он должен быть принят по общим правилам, установленным главой 11 ТК РФ, и это место работы будет для него основным.
Очевидно, что и заработает такой сотрудник меньше своего коллеги, работающего полный рабочий день. Ведь в силу части первой ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.
Согласно части третьей ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (далее МРОТ). Соответственно, если работник трудится на условиях неполного рабочего дня (занимает должность, по которой штатным расписанием предусмотрено количество штатных единиц, меньшее единицы), его заработная плата должна быть не меньше соответствующей части МРОТ. Например, если сотрудник замещает должность, по которой предусмотрено 0,5 штатной единицы, его заработная плата не может быть меньше половины МРОТ. Нормы трудового законодательства, устанавливающие минимальный размер оплаты труда в качестве основной государственной гарантии при оплате труда работников, при этом нарушены не будут.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Соловьев Олег

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим


10.08.12


Вопрос:
Какую форму заявления необходимо заполнить и подать в налоговый орган при смене юридического адреса и директора ЗАО?
Можно ли при заполнении реквизитов юридического адреса не указывать номер офиса (организация регулярно переезжает из одного офиса в другой в одном и том же здании)?

Ответ:

Согласно ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации) государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Место нахождения акционерного общества определяется в его уставе (п. 2 ст. 52 ГК РФ, п. 3 ст. 11 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО)). Также адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа (иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) организации, по которому осуществляется связь с этой организацией, содержится в едином государственном реестре юридических лиц (пп. "в" п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации).
Законодательством РФ не установлены требования к тому, какие реквизиты адреса должны быть указаны при отражении в уставе места нахождения общества. Формы заявлений о государственной регистрации юридического лица и о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, утвержденные постановлением Правительства от 19.06.2002 N 439 (далее - Постановление N 439), содержат следующие реквизиты адреса: почтовый индекс, наименование субъекта РФ, района, города (населенного пункта), улицы (проспекта, переулка и т.д.), номера дома (владения), корпуса (строения), квартиры (офиса).
Зачастую на практике место нахождения организации указывают до номера дома. Вместе с тем место нахождения должно указываться таким образом, чтобы имелась возможность легко найти организацию или осуществить с ней связь. Поэтому полагаем, что если организация располагается в здании, где помимо нее осуществляют деятельность и другие организации, было бы логично при смене офиса указывать в уставе номер офиса. В то же время судебная практика показывает, что отсутствие данных о квартире (офисе) в сведениях об адресе (месте нахождения) юридического лица при представлении обществом заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, не может свидетельствовать о недостоверности сведений об указанном в заявлении адресе. Соответственно, отсутствие указания на номер офиса в адресе юридического лица не является нарушением (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.03.2010 по делу N А19-14021/09).
Перечни документов, представляемых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, определены ст. 17 Закона о госрегистрации. К числу этих документов относится заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Постановлением N 439. В рассматриваемой ситуации это будут заявления по форме 13001 (в отношении изменения места нахождения общества) и по форме 14001 (в отношении смены директора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ложечникова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

25 июля 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Вверх

Компания-разработчик системы ГАРАНТ:


Что можно сделать:

Задать вопрос

специалисту Горячей линии
специалисту Технической поддержки
эксперту-аудитору

Зарегистрироваться

на Всероссийский онлайн-семинар
 
Заказать документ
Получить Сертификат профессионального пользователя
Пригласить специалиста для демонстрации услуг компании
Найти работу в компании
Оставить отзыв
заказать прайс-лист


Поиск по сайту


Найти




Текущий мониторинг

Сегодня 21 апреля 2018 г.

Документы:

Российская Федерация

Свердловская область 29.06.13

Судебная практика:

АРХИВ МОНИТОРИНГА

Кому, на Ваш взгляд, более интересен диск Энциклопедия Российского законодательства

студенты
преподаватели
любые специалисты

     Свой вариант



Ответить  Результаты