февраль 2013

26.02.13

Вопрос

Организация планирует приобрести объект недвижимости (здание) у другого юридического лица. У организации-продавца адрес здания является её юридическим адресом.
Может ли организация-покупатель обязать продавца после государственной регистрации перехода права собственности на здание изменить юридический адрес?


Ответ

Изменение места нахождения юридического лица и регистрация соответствующих изменений в Едином государственном реестре юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном законом для соответствующих видов юридических лиц и Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (пп. "в" п. 1 ст. 5, ст. 17 указанного Закона, а также, например, п. 2 ст. 52, ст. 54 ГК РФ, п. 2 ст. 12, пп. 2 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", п. 3 ст. 11, пп. 1 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", п. 3 ст. 14, п. 3 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и т.д.).
Обязательство юридического лица изменить место своего нахождения, зарегистрировав соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, не может являться предметом гражданско-правового договора. Это связано, в частности, с публичным характером правил, связанных с определением места нахождения юридического лица и государственной регистрацией соответствующих сведений (а к таким отношениям гражданское законодательство не применяется в силу п. 3 ст. 2 ГК РФ), так и с тем, что вопрос об изменении места нахождения организации находится в компетенции высшего органа управления юридического лица (смотрите, например, приведенные в начале ответа нормы), то есть за рамками полномочий лица, уполномоченного действовать от ее имени без доверенности (смотрите также п. 3 ст. 308 ГК РФ).
Механизма, с помощью которого на определение уполномоченным органом организации ее места нахождения могли бы влиять иные лица (в том числе контрагенты по договорам или даже государственные органы), закон не предусматривает (смотрите, постановления Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11654/10, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2011 N 04АП-3199/11, ФАС Московского округа от 24.10.2006 N КГ-А40/10076-06). Поэтому в рассматриваемой ситуации обязать продавца изменить адрес места нахождения, указанный в его учредительных документах, покупатель не может.
Более того, само по себе то обстоятельство, что адрес проданного объекта недвижимости указан в ЕГРЮЛ в качестве места нахождения продавца, как нам представляется, не нарушает каких-либо прав и законных интересов покупателя.

К сведению:
О последствиях несовпадения фактического места нахождения юридического лица с адресом, указанным в его уставе, смотрите Вопрос: Создается организация. Каковы правовые последствия несовпадения ее фактического и юридического адресов? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2012 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

18.02.13

Вопрос

Можно ли включить в состав инвентаризационной комиссии сотрудников специализированной сторонней организации, предоставляющей услуги по проведению инвентаризации, но не являющейся аудиторской?
Будут ли результаты данной инвентаризации легитимными для составления годовой бухгалтерской отчетности, или состав инвентаризационный комиссии, прописанный в п. 2.2 Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств", является закрытым?

Ответ

Инвентаризации активов и обязательств посвящена ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).
Согласно п. 1 Закона N 402-ФЗ активы и обязательства подлежат инвентаризации. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (п. 2).
Согласно п. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением случаев обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами.
Случаи обязательного проведения инвентаризации установлены п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение N 34н).
Так, например, на основании абз. 3 п. 27 Положения N 34н проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года).
Порядок проведения инвентаризации организациями установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания).
Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия (п. 2.2 Методических указаний).
В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.).
Также в состав комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций (п. 2.3 Методических указаний).
При этом положения Методических указаний не содержат специальной оговорки о том, что члены инвентаризационной комиссии должны состоять с организацией именно в трудовых отношениях.
Кроме того, следует отметить, что приказ Минфина России N 49, которым утверждены Методические указания, по заключению Минюста России от 19.06.1995 N 07-01-389-95 не нуждается в государственной регистрации. Следовательно, согласно п. 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, данный приказ не устанавливает прав и обязанностей организаций, а носит рекомендательный характер.
Нормативные акты не запрещают включать в состав инвентаризационной комиссии представителей сторонних организаций - аудиторов, экспертов, консультантов. Следовательно, такие представители, полагаем, могут входить в состав инвентаризационной комиссии.
При этом у этих специалистов должны быть доверенности, выданные в установленном порядке той организацией, которая направляет своего представителя для проведения инвентаризации.
Таким образом, состав комиссии определяется организацией самостоятельно, путем включения в нее любых лиц, обладающих необходимыми знаниями и опытом, в частности в качестве председателя.
При этом состав инвентаризационной комиссии в обязательном порядке должен быть утвержден руководителем организации.
Отметим, что организация вправе в соответствии с Методическими указаниями, являющимися рекомендательными, установить дополнительные требования к составу инвентаризационной комиссии организации или к её председателю.

К сведению:
Согласно п. 2 правила (стандарта) N 17 "Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях" Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (далее - ПСАД N 17), порядок участия аудиторов в инвентаризации установлен Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Обращаем Ваше внимание на то, что если Ваша организация подлежит обязательному аудиту, и аудитор не присутствовал при инвентаризации (например, когда договор на оказание аудиторских услуг заключен позднее проведения инвентаризации), в заключении, выдаваемом аудиторской организацией, этот факт будет отражен (п. 3 и п. 4 ПСАД N 17).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Пивоварова Марина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена


07.02.13

Вопрос

Возможно ли заполнение накладной и счета на оплату за товар частично вручную, частично на компьютере? Если возможно вручную, то какие конкретно строки?

Ответ

Указанные в вопросе документы могут заполняться частично вручную, а частично на компьютере. При этом не имеет значения, какие строки заполнены от руки, а какие машинописным способом. Поясним подробнее.
Со дня вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (то есть с 1 января 2013 года) применять формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм, не обязательно. Формы первичных учетных документов, применяемые для оформления хозяйственных операций, должны утверждаться руководителем организации (ч. 4 ст. 9 указанного закона). Сохраняется лишь требование об обязательном применении форм первичных документов, которые утверждены уполномоченными органами на основании федеральных законов, таких, например, как кассовые документы (смотрите, в частности, информацию Минфина РФ от 4 декабря 2012 г. N ПЗ-10/2012).
Ни Федеральный закон N 402-ФЗ, ни иные правовые акты не предусматривают порядка заполнения указанных в вопросе документов, устанавливая лишь перечень обязательных реквизитов, которые должны содержаться в первичном учетном документе (ч. 2 ст. 9 указанного закона). Не установлен нормативными актами и запрет на заполнение первичных учетных документов комбинированным способом: частично вручную, а частично - с использованием компьютера.
Поэтому, если иное не предусмотрено локальными нормативными актами, действующими в организации, применяемые в организации формы накладных могут заполняться любым способом, в том числе, например, частично или полностью от руки.
В случае, если в составленный документ вносятся отсутствующие сведения, не изменяющие ранее заполненные реквизиты и графы, речь идет не об исправлении, а о дополнении документа недостающей информацией. Дополнительно заверять такие поправки (как это предусмотрено ч. 7 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ) не требуется.

К сведению:
Отметим, что оформление такого документа, как счет, нормативными правовыми актами не предусмотрено. Счет на оплату товара (работы, услуги) не относится к документам, для которых предусмотрена унифицированная форма. Указанный документ не является подтверждением какой-либо хозяйственной операции и не может рассматриваться как первичный учетный документ. Поэтому, как и до вступления в силу Федерального закона N 402-ФЗ, в настоящее время порядок оформления счета не регулируется какими-либо нормативными актами и определяется исключительно лицом, которое оформляет счет.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Подволокина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Вверх

Компания-разработчик системы ГАРАНТ:


Что можно сделать:

Задать вопрос

специалисту Горячей линии
специалисту Технической поддержки
эксперту-аудитору

Зарегистрироваться

на Всероссийский онлайн-семинар
 
Заказать документ
Получить Сертификат профессионального пользователя
Пригласить специалиста для демонстрации услуг компании
Найти работу в компании
Оставить отзыв
заказать прайс-лист


Поиск по сайту


Найти




Текущий мониторинг

Сегодня 13 декабря 2018 г.

Документы:

Российская Федерация

Свердловская область 29.06.13

Судебная практика:

АРХИВ МОНИТОРИНГА

Кому, на Ваш взгляд, более интересен диск Энциклопедия Российского законодательства

студенты
преподаватели
любые специалисты

     Свой вариант



Ответить  Результаты