|
март 2013
20.03.13
Вопрос
С сотрудницей был заключен бессрочный трудовой договор, действовавший с 11.01.2013 по 28.02.2013. Сотруднице полагаются (кроме основного отпуска 28 дней) ежегодные дополнительные отпуска продолжительностью 24 календарных дня за работу в районах Крайнего Севера и 10 календарных дней - за ненормированный рабочий день. За сколько дней неиспользованного отпуска надлежит выплатить компенсацию сотруднице?
Ответ
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Если за время работы у работницы не было периодов, которые не включаются в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, при увольнении ей должна быть выплачена денежная компенсация за 10,34 календарного дня неиспользованного отпуска.
Обоснование вывода: Трудовым законодательством закреплено право работников на ежегодные оплачиваемые отпуска продолжительностью 28 календарных дней (ст. 114 ТК РФ). Отдельным категориям работников в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 116 ТК РФ). Поскольку общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска определяется суммированием ежегодного основного и всех дополнительных ежегодных оплачиваемых отпусков (часть вторая ст. 120, часть вторая ст. 322 ТК РФ), то в рассматриваемом случае продолжительность ежегодного отпуска составит 62 календарных дня (28 кал. дн. + 24 кл. дн. + 10 кал. дн.). Согласно ст. 127 ТК РФ работнику при увольнении за все неиспользованные отпуска выплачивается денежная компенсация. Порядок подсчета количества дней отпуска, полагающихся работнику исходя из стажа его работы у данного работодателя, для целей выплаты денежной компенсации при увольнении Трудовым кодексом РФ предусмотрен лишь в отношении работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев. Таким работникам компенсация при увольнении выплачивается из расчета два рабочих дня за месяц работы (ст. 291 ТК РФ). Для остальных категорий работников порядок подсчета количества дней неиспользованного отпуска федеральным законодательством не регламентирован. В связи с этим в настоящее время на основании части первой ст. 423 ТК РФ в части, не противоречащей Трудовому кодексу, продолжают применяться Правила об очередных и дополнительных отпусках, утвержденные Народным Комиссариатом Труда СССР 30.04.1930 N 169 (далее - Правила). Согласно п. 28 Правил работники, проработавшие в рабочем году не менее 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы, дающий право на отпуск, получают компенсацию за все дни ежегодного оплачиваемого отпуска, то есть полную компенсацию. Кроме того, полную компенсацию получают также работники, проработавшие от 5 1/2 до 11 месяцев, если они увольняются вследствие причин, указанных в п. 28 Правил. Во всех остальных случаях работники получают пропорциональную компенсацию. За каждый полный рабочий год, то есть за 12 месяцев стажа, дающего право на отпуск, работнику положен отпуск полной продолжительности (ст. 122 ТК РФ, п. 1 Правил). Следовательно, каждый месяц рабочего года дает работнику право на 1/12 ежегодного отпуска (смотрите также п. 29 Правил). Получается, что при продолжительности ежегодного отпуска в 62 календарных дня каждый месяц отпускного стажа дает работнику право на 5,17 календарного дня отпуска (62 календарных дня : 12 месяцев). Стаж для целей выплаты компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника исчисляется в том же порядке, что и при предоставлении отпуска в натуре. Периоды, которые включается и не включаются в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, перечислены в ст. 121 ТК РФ. При этом при исчислении сроков работы, дающих право на компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении, излишки, составляющие менее половины месяца, исключаются из подсчета, а излишки, составляющие не менее половины месяца, округляются до полного месяца (п. 35 Правил). Аналогичные разъяснения неоднократно давал Роструд (смотрите, например, письма от 02.07.2009 N 1917-6-1, от 17.12.2008 N 6966-ТЗ). По смыслу Правил, половина месяца отпускного стажа - это 15 дней (смотрите примеры к п. 1, пп. "в" п. 3, п. 4, п. 14 Правил). При этом не имеет значения, сколько календарных дней в месяце увольнения - 30, 31, 28 или 29 дней. В рассматриваемой ситуации, отпускной стаж работника, исчисленный в соответствии со ст. 121 ТК РФ и п. 35 Правил, при условии отсутствия времени, исключаемого из отпускного стажа, составляет 2 месяца. Количество дней неиспользованного отпуска, полагающихся сотруднице исходя из стажа ее работы, определяется путем умножения количества месяцев отпускного стажа на 5,16 календарного дня отпуска. Получим 10,34 дня, подлежащих компенсации (2 месяца х 5,17 дня). Округление количества календарных дней, подлежащих компенсации, законодательством не предусмотрено. Работодатель вправе принять решение об их округлении, но только в сторону увеличения (смотрите письмо Минздравсоцразвития России от 07.12.2005 N 4334-17).
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Панова Наталья
Контроль качества ответа: Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Комарова Виктория
05.03.13
Вопрос
Вправе ли организация, ведущая туристскую деятельность (туроператор), осуществлять наличные денежные расчеты с населением, в том числе в случае внесения физическим лицом предоплаты (аванса), без применения контрольно-кассовой техники?
Ответ
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Организация, ведущая туристскую деятельность, вправе осуществлять наличные денежные расчеты с населением либо с применением контрольно-кассовой техники, либо с выдачей бланка строгой отчетности. Это относится и к случаям внесения физическим лицом предоплаты (аванса).
Обоснование вывода: Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 132-ФЗ) туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор); турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент). Под реализацией туристского продукта понимается деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором. Закон N 132-ФЗ в редакции, действовавшей до 4 мая 2012 года, прямо предусматривал обязанность туроператоров и турагентов при реализации туристского продукта оформлять туристскую путевку - документ, содержащий условия путешествия, подтверждающий факт оплаты туристского продукта, являющийся бланком строгой отчетности и неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта (ст. 1, ст. 10 Закона N 132-ФЗ в старой редакции). Однако Федеральным законом от 03.05.2012 N 47-ФЗ (далее - Закон N 47-ФЗ) в Закон N 132-ФЗ были внесены изменения, исключившие упоминание о необходимости оформления туристской путевки. Однако в Правила оказания услуг по реализации туристского продукта (далее - Правила), утвержденные постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 N 452, в связи с принятием Закона N 47-ФЗ изменения внесены не были. Правила по-прежнему обязывают туроператоров и турагентов при продаже туристского продукта оформлять и передавать потребителю туристических услуг туристскую путевку (п.п. 13, 16, 19 Правил). Кроме того, утвержденная приказом Минфина России от 09.07.2007 N 60н форма бланка строгой отчетности "Туристская путевка" в настоящее время не отменена и не признана утратившей силу. По нашему мнению, с момента вступления в силу Закона N 47-ФЗ порядок реализации туристского продукта, предусмотренный Правилами, должен применяться лишь в части, не противоречащей Закону N 132-ФЗ. Этот вывод может быть обоснован, в частности, положением п. 5 ст. 3 ГК РФ, в соответствии с которым в случае противоречия постановления Правительства РФ ГК РФ или иному закону применяется ГК РФ или соответствующий закон. Это в полной мере относится и к Закону N 132-ФЗ, как регулирующему отношения участников гражданского оборота в сфере туристического обслуживания. В связи с этим, мы полагаем, туристская путевка при заключении договора может не оформляться. Но это не означает, что туроператор и турагент не вправе использовать туристскую путевку как бланк строгой отчетности в случае осуществления с заказчиками туристических услуг наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. Такая возможность следует из положений п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ), постановления Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" (далее - Постановление N 359). Правомерность использования туристской путевки как документа, подтверждающего прием денежных средств в случае оказания туристских услуг населению, подтверждается и разъяснениями контролирующих органов (письмо ФНС России от 10.09.2012 N АС-4-2/14961@). Пунктом 1 ст. 5 Закона N 54-ФЗ установлена обязанность продавца выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки. Согласно п. 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника (ККТ), включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Однако согласно п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (БСО). Следовательно, организация, ведущая туристскую деятельность, вправе осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ при условии оформления и выдачи формы бланка строгой отчетности "Туристская путевка". В противном случае должна применяться ККТ. Что касается применения ККТ при получении предоплаты, то Закон N 54-ФЗ не освобождает организации и индивидуальных предпринимателей от применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов в случае оплаты товаров (работ, услуг) до их предоставления покупателю (письма Минфина России от 25.04.2011 N 03-03-06/1/268, от 08.12.2005 N 03-01-20/5-231, УФНС России по г. Москве от 17.09.2010 N 17-15-098018, постановление Президиума ВАС РФ от 21.03.2006 N 13854/05)*(1). Следовательно, возникает необходимость применения ККТ при получении от покупателя (физического лица) частичной оплаты (предоплаты) за оказание туристских услуг. Однако в результате одновременной выдачи и контрольно-кассового чека, и БСО может возникнуть путаница в учете, так как в результате одна и та же операция будет оформлена дважды. Более того, пробитые на кассовой машине суммы, как правило, обезличены, поэтому при определенных обстоятельствах (например в случае проведения налоговой проверки) организации, возможно, придется доказывать, что сумма, отраженная в кассовом чеке и БСО, поступила один раз в счет оплаты за один и тот же туристский продукт. Поэтому при окончательном расчете на сумму аванса, проведенного через ККТ, целесообразно произвести возврат денежных средств с оформлением соответствующих документов и выписать бланк строгой отчетности (путевку) на полную стоимость услуги. На необходимость соблюдения такого порядка указывают и налоговые органы (письма УФНС России по г. Москве от 21.09.2007 N 22-12/091498, от 08.02.2007 N 22-12/012455). Кроме того, по нашему мнению, вместо применения ККТ прием предоплаты может быть оформлен выдачей клиенту бланка строгой отчетности (например квитанции) отвечающей всем требованиям, установленным в Постановлении N 359, с последующим оформлением возврата. Отметим, что такой вариант оформления будет иметь некоторые недостатки, поскольку потребует большего количества времени для работы бухгалтера, а также создаст определенные неудобства для покупателей.
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ профессиональный бухгалтер Бабинцев Алексей
Контроль качества ответа: Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Барсегян Артем
01.03.13
Вопрос
Физическое лицо перечислило добровольные пожертвования некоммерческой организации, занимающеюся издательской деятельностью в соответствии с уставными целями. Имеет ли физическое лицо право на социальный налоговый вычет, и если да, то каков порядок его получения?
Ответ
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ плательщик НДФЛ имеет право на получение социальных налоговых вычетов в сумме доходов, перечисляемых в виде пожертвований: - благотворительным организациям; - социально ориентированным некоммерческим организациям на осуществление ими деятельности, предусмотренной законодательством РФ о некоммерческих организациях; - некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных; - религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности; - некоммерческим организациям на формирование или пополнение целевого капитала, которые осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2006 N 275-ФЗ. Таким образом, социальный налоговый вычет на благотворительность представляется лицам, перечислившим пожертвования, некоммерческим организациям (благотворительным, религиозным, собственно некоммерческим организациям). При этом некоммерческой организацией является организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками (ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ)). Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. Общая цель создания некоммерческих организаций заключается в служении интересам общества, а также в достижении общественно-полезных благ. В п. 2 Закона N 7-ФЗ приводится примерный перечень общественных благ, ради достижения которых создаются некоммерческие организации, они обозначены как цели социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные и управленческие и иные цели, направленные на достижение общественных благ. Для достижения уставных целей, ради которых созданы некоммерческие организации, они могут заниматься и предпринимательской (коммерческой) деятельностью при условии, что она указана в их учредительных документах. Таким образом, если физическое лицо перечислило добровольные пожертвования некоммерческой организации (занимающейся издательской деятельностью в соответствии с уставными целями), то такое лицо имеет право на социальный вычет. Указанный вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде (календарном году) и подлежащего налогообложению по ставке 13%. Этот вид социальных вычетов предоставляется исключительно налоговым органом при подаче декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) по окончании календарного года (п. 2 ст. 219 НК РФ). НК РФ не установлен перечень документов, необходимых для подтверждения права физические лица на получение социального налогового вычета по расходам на благотворительные цели и пожертвования. В целях единообразного подхода к порядку предоставления наиболее востребованных социальных и имущественных налоговых вычетов, а также возврата излишне уплаченного НДФЛ, ФНС России направила письмом от 22.11.2012 N ЕД-4-3/19630 перечни и образцы заполнения документов, прилагаемых налогоплательщиками к налоговым декларациям по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ). Такими документами, по мнению ФНС, являются: - заявление на возврат НДФЛ (образец заполнения заявления приводится в указанном письме); - копии платежных документов (платежное поручение, банковская выписка, квитанция к приходному кассовому ордеру и пр.), подтверждающих внесение (перечисление) денежных средств налогоплательщика на благотворительные цели. При этом в назначении платежа должно быть указано, что средства направлены на благотворительные цели, указанные в пп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ (смотрите также письмо ФНС России от 06.04.2011 N КЕ-4-3/5392@). Кроме того, документами, подтверждающими право налогоплательщика на получение социального вычета, являются: - справка по форме 2-НДФЛ, подтверждающая суммы полученного дохода и фактически уплаченного НДФЛ за отчетный налоговый период; - договор на перечисление денежных средств (например договор пожертвования); - копии документов, подтверждающих статус юридического лица как некоммерческой организации (например копии свидетельства о государственной регистрации, устава и др.).
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ член Палаты налоговых консультантов Сергеева Вероника
Ответ прошел контроль качества
Вверх
|