апрель 2013

19.04.13

Вопрос

Несколько сотрудников работают на компьютерах в помещении без окон при освещении лампами дневного света в течение всего рабочего дня.
Положен ли им укороченный рабочий день или сокращенная неделя?

Ответ

Категории работников, для которых устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, перечислены в ст. 92 ТК РФ. К ним относятся в том числе работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (абзац пятый части первой ст. 92 ТК РФ). Как следует из указанной нормы, сокращенная продолжительность рабочего времени таких работников должна составлять не более 36 часов в неделю. Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 (далее - Постановление N 870) установлено, что указанная гарантия предоставляется работникам по результатам аттестации рабочих мест, которая проводится именно в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов (часть двенадцатая ст. 209 ТК РФ). Иных, кроме аттестации, механизмов оценки условий труда в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов трудовое законодательство не предусматривает.

Таким образом, сам по себе факт отсутствия окон в помещении не является основанием для сокращения продолжительности рабочего времени сотрудников, рабочие места которых находятся в таком помещении. Если по результатам аттестации рабочих мест условия труда будут признаны вредными и (или) опасными, то работодатель, в силу ст. 92 ТК РФ и Постановления 870, обязан установить таким работникам сокращенную продолжительность рабочего времени.

Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в соответствии с порядком, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 N 342н. В настоящее время приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.12.2012 N 590н в Порядок внесены изменения, которые вступили в силу 26.02.2013. Так, рабочие места, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства, теперь исключены из числа рабочих мест работодателя, которые подлежат обязательной аттестации.

Однако это не означает, что аттестация таких рабочих мест вообще не может быть проведена. Порядок предусматривает проведение внеплановой аттестации в случаях, указанных в п. 47 Порядка. Так, внеплановая аттестация проводится в случае обращения работника, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников с заявлением к работодателю о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте. При этом отметим, что никаких оговорок в отношении каких-либо рабочих мест в указанном пункте не содержится, поэтому по обращению работника или представительного органа работников работодатель должен провести внеплановую аттестацию любых рабочих мест, в том числе и тех, которые перечислены в сносках к Порядку.

При аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с требованиями Порядка проводятся инструментальные измерения физических факторов (микроклимат, освещенность и т.д.) с целью сопоставления фактического значения данных факторов с установленными для них гигиеническими нормативами*(1). Если условия труда будут признаны вредными или опасными, то работникам устанавливается сокращенное рабочее время не более 36 часов в неделю.

Если аттестация не будет проведена по заявлениям работников или представительного органа работников, или по результатам аттестации рабочие места в помещении без естественного освещения и кондиционирования будут признаны соответствующим государственным нормативным требованиям охраны труда, работники вправе инициировать государственную экспертизу условий труда (часть третья ст. 216.1 ТК РФ). Экспертиза проводится Рострудом (п. 5.5.14 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324) и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда (часть первая ст. 216.1 ТК РФ) в порядке, предусмотренном Положением о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. N 244. В силу части пятой ст. 216.1 ТК РФ лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы ФСС России.

Кроме того, правом проводить независимую экспертизу условий труда наделены профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов; по результатам экспертизы они направляют работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения (часть шестая ст. 370 ТК РФ). Порядок проведения такой экспертизы, формы документов, оформляемых по итогам ее проведения, устанавливаются актами профсоюзов (письмо Роструда от 20 марта 2008 г. N 1500-Т3). Согласно части второй ст. 370 ТК РФ работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Павлова Наталия

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Комарова Виктория


12.04.13

Вопрос

Имеет ли право работодатель в Правилах внутреннего трудового распорядка установить обязательное деление ежегодного оплачиваемого отпуска на части, определив количество таких частей и их минимальную продолжительность?


Ответ

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель не вправе предусматривать в Правилах внутреннего трудового распорядка деление ежегодного оплачиваемого отпуска на части, а также определять количество таких частей и минимальную продолжительность каждой из них. 

Обоснование вывода:

Правила внутреннего трудового распорядка представляют собой локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя (часть четвертая ст. 189 ТК РФ).

Ежегодный оплачиваемый отпуск является временем отдыха (ст.ст. 107, 114 ТК РФ), поэтому положения о нем также могут быть включены в Правила внутреннего трудового распорядка. По общему правилу, такой отпуск составляет 28 календарных дней, предоставляемых работнику непрерывно (ст. 116 ТК РФ). Вместе с тем по соглашению работника и работодателя допускается разделение такого отпуска на части, одна из которых не может быть менее 14 дней (часть первая ст. 125 ТК РФ).

Таким образом, отпуск может быть разделен на части только по взаимному соглашению работника с работодателем. При этом законодатель не ограничивает количество частей, на которые может быть разделен ежегодный отпуск, и устанавливает минимальную продолжительность только для одной из них, предоставляя сторонам трудового договора определить продолжительность других частей самостоятельно своим соглашением.

Правила внутреннего трудового распорядка не являются соглашением работодателя с конкретным работником. Как и любой локальный нормативный акт, они принимаются работодателем в одностороннем порядке, работники в лице своего представительного органа вправе лишь выразить свое мнение относительно их проекта, которое работодатель должен учесть, но которому не обязан следовать (ст.ст. 8, 190, 372 ТК РФ). Следовательно, единоличное решение работодателя о разделении ежегодного оплачиваемого отпуска на части с установлением количества частей, на которые он делится, и их минимальной продолжительности противоречит трудовому законодательству.

Кроме того, указанные правила рассчитаны на неоднократное применение и распространяются на неограниченный круг работников. По смыслу же ст. 125 ТК РФ разделение отпуска на части - это исключение из общего порядка предоставления отпусков, которое может устанавливаться только индивидуально по отношению к каждому новому ежегодному отпуску каждого конкретного работника и только по соглашению с ним.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества 26 марта 2013 г.

08.04.13

Вопрос

Физическое лицо - единственный участник ООО является также индивидуальным предпринимателем.
При продаже доли ООО третьему лицу какие налоги нужно заплатить физическому лицу (участнику) и ООО? Зависит ли налогообложение сделки от цены продажи доли (выше (ниже) номинальной стоимости)?

Ответ

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Доход физического лица от продажи доли в уставном капитале ООО облагается НДФЛ по ставке 13%. При этом необходимость корректировки налога в зависимости от продажи доли по цене выше (ниже) ее номинальной стоимости налоговым законодательством не предусмотрена. У ООО в связи с данной сделкой обязанность по уплате налогов не возникает.

Обоснование вывода:

Цена продажи

По своей правовой природе доля в уставном капитале общества является имущественным правом. При продаже имущественных прав необходимо применять общие положения о купле-продаже (п. 4 ст. 454 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
При этом согласно ст. 424, п. 1 ст. 485 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Обязанность продажи доли по цене не ниже номинальной или по цене не ниже цены приобретения доли установлена для случаев продажи обществом принадлежащих ему долей (п. 4 ст. 24 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ)).
Ограничения цены при продаже доли участником общества могут быть установлены уставом или договором об осуществлении прав участников общества (п. 3 ст. 8, п. 4 ст. 21 Закона N 14-ФЗ).
Иных требований к определению цены при продаже участником доли в уставном капитале ООО законодательством и иными нормативными актами не установлено. Следовательно, если уставом общества или договором об осуществлении прав участников общества не определена цена продажи доли, стороны сделки могут устанавливать любую (том числе ниже номинальной стоимости) цену, которая устроит и покупателя, и продавца.
Для целей НК РФ цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными (п. 1 ст. 105.3).
С учетом изложенного полагаем, что уплату налога с доходов от продажи доли в уставном капитале ООО физическому лицу (не являющемуся взаимозависимым с продавцом) следует осуществлять исходя из фактической цены ее продажи.

Налогообложение

В рассматриваемом случае физическое лицо - учредитель ООО является также индивидуальным предпринимателем.
В соответствии с п. 4 ст. 66 ГК РФ и п. 1 ст. 7 Закона N 14-ФЗ участниками общества с ограниченной ответственностью могут быть граждане и юридические лица. То есть участие в хозяйственных обществах индивидуальных предпринимателей не предусмотрено. В учредительных документах общества указывается размер доли граждан. Участник общества осуществляет права и обязанности в соответствии Законом N 14-ФЗ и уставом общества. Даже являясь индивидуальным предпринимателем, в этом случае он действует как гражданин.
Следовательно, доходы, полученные физическим лицом от продажи доли в уставном капитале ООО, подлежат обложению НДФЛ независимо от того, является ли данное лицо индивидуальным предпринимателем, применяющим особые режимы налогообложения.
Минфин России в письме от 30.10.2009 N 03-11-09/364 высказал такую же позицию. При этом, однако, из содержания письма можно сделать вывод, что Минфином допускается учет доходов от продажи долей в уставных капиталах ООО в рамках осуществляемой ИП предпринимательской деятельности, если такой вид деятельности был заявлен им при регистрации в качестве ИП.
В соответствии со ст. 209 НК РФ доходы от источников в РФ признаются объектом обложения налогом на доходы физических лиц. Подпунктом 5 п. 1 ст. 208 НК РФ определено, что к доходам от источников в РФ относятся доходы от реализации в РФ долей участия в уставном капитале организаций. В отношении данных доходов применяется налоговая ставка в размере 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ).

При этом необходимо иметь в виду следующее:

- несмотря на то, что согласно п. 17.2 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ доходы, получаемые от реализации долей участия в уставном капитале российских организаций при условии, что на дату реализации таких долей они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет, данная норма применяется только в отношении долей в уставном капитале, приобретенных налогоплательщиками начиная с 1 января 2011 г. (п. 7 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ). Соответственно, в рассматриваемом случае эта норма применяться не может;

- пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ предоставляет налогоплательщику право при продаже доли (ее части) в уставном капитале организации уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов (например, на расходы, связанные с услугами нотариуса (письма Минфина России от 08.04.2011 N 03-04-05/3-240, от 06.12.2012 N 03-04-05/4-1370)).

Таким образом, доход физического лица от продажи доли в уставном капитале ООО облагается НДФЛ по ставке 13%.
Поскольку при продаже учредителем третьему лицу доли в уставном капитале ООО само общество в расчетах не участвует, какие-либо налоговые обязательства в связи с данной сделкой у него не возникают.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Аксенов Михаил
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воробьев Дмитрий

03.04.13

Вопрос

Физическое лицо осуществило строительство жилого дома. В собственность строение было оформлено в 2012 году. Право на получение имущественного вычета налогоплательщик до сих пор не использовал.
Возможно ли для получения имущественного налогового вычета представление вместо документов, подтверждающих расходы (чеков и т.п.), справки бюро технической инвентаризации, содержащей указание на стоимость строения?



Ответ

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Обязательным условием для получения имущественного вычета, предусмотренного пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, является представление платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам. Справка БТИ об инвентаризационной стоимости строения в качестве такого документа рассматриваться не может.

Обоснование вывода:

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных им расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты и т.д.
Общий размер такого вычета не может превышать 2 000 000 рублей без учета сумм, направленных на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от российских организаций или индивидуальных предпринимателей и фактически израсходованным на новое строительство на территории Российской Федерации вышеуказанных объектов.

В фактические расходы на строительство жилого дома могут включаться расходы:

- на разработку проектной и сметной документации;
- на приобретение строительных и отделочных материалов;
- на приобретение жилого дома, не оконченного строительством;
- на подключение к сетям электро-, водо-, газоснабжения и канализации или создание автономных источников электро-, водо-, газоснабжения и канализации;
- на работы, связанные со строительством (достройкой) и отделкой объекта.

Для подтверждения права на имущественный налоговый вычет налогоплательщик представляет при строительстве или приобретении жилого дома (в том числе не оконченного строительством) документы, подтверждающие право собственности на жилой дом или долю (доли) в нем, а также платежные документы, оформленные в установленном порядке и подтверждающие факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).

Обращаем Ваше внимание, что давность документов, подтверждающих расходы, связанные со строительством дома, значения не имеет. Вычет предоставляется за тот налоговый период, в котором возникло право на его получение, или в последующие налоговые периоды вне зависимости от периода, когда налогоплательщик нес расходы по приобретению имущества (письма Минфина России от 16.03.2011 N 03-04-05/7-148, от 12.07.2010 N 03-04-05/9-386, определение Конституционного суда РФ от 20.10.2005 N 387-О).

Таким образом, для получения имущественного вычета налогоплательщик на основании пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ должен представить в налоговый орган следующие документы:

- письменное заявление о предоставлении вычета;

- письменное заявление о возврате причитающейся суммы налога;

- налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ (составляется на основании справки (справок) формы N 2-НДФЛ, полученной от работодателя) в случае, если имущественный вычет будет предоставлен налоговым органом;

- справку (справки) формы N 2-НДФЛ, выданную работодателем;

- документы, подтверждающие право собственности на соответствующее имущество;

- документы, подтверждающие расходы на приобретение (строительство) объекта (квитанции к приходным кассовым ордерам или банковские документы, чеки и т.д.);

- иные документы по требованию налогового органа, подтверждающие право налогоплательщика на соответствующий вычет.

По вопросу представления справки Бюро технической инвентаризации об инвентаризационной стоимости строения вместо документов, подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам (чеков), отметим следующее. Бюро технической инвентаризации осуществляет оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения, на основании п. 7 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301). Бюро технической инвентаризации оценивает жилые строения и жилые помещения по инвентаризационной стоимости. Согласно пп. 3.2, 3.3 Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденного приказом Минстроя РФ от 04.04.1992 N 87, инвентаризационная стоимость представляет собой восстановительную стоимость объекта, уменьшенную на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки.

Следовательно, инвентаризационная учетная стоимость может являться подтверждением расходов налогоплательщика на строительство соответствующего объекта недвижимости. Инвентаризационная стоимость применяется для исчисления другого вида налога - налога на имущество физических лиц (п. 2 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-I "О налоге на имущество физических лиц").

Таким образом, справка бюро технической инвентаризации об инвентаризационной стоимости строения не относится к документам, подтверждающим расходы налогоплательщика, и не может подменять платежные документы, предусмотренные пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Васильева Надежда

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Золотых Максим

Вверх

Компания-разработчик системы ГАРАНТ:


Что можно сделать:

Задать вопрос

специалисту Горячей линии
специалисту Технической поддержки
эксперту-аудитору

Зарегистрироваться

на Всероссийский онлайн-семинар
 
Заказать документ
Получить Сертификат профессионального пользователя
Пригласить специалиста для демонстрации услуг компании
Найти работу в компании
Оставить отзыв
заказать прайс-лист


Поиск по сайту


Найти




Текущий мониторинг

Сегодня 21 апреля 2018 г.

Документы:

Российская Федерация

Свердловская область 29.06.13

Судебная практика:

АРХИВ МОНИТОРИНГА

Кому, на Ваш взгляд, более интересен диск Энциклопедия Российского законодательства

студенты
преподаватели
любые специалисты

     Свой вариант



Ответить  Результаты