Интернет-интервью с председателем Арбитражного суда Свердловской области

ИНТЕРНЕТ-ИНТЕРВЬЮ

12 февраля 2014 года Арбитражный суд Свердловской области и Компания ГАРАНТ-ЕКАТЕРИНБУРГ

 провели интернет-интервью с председателем Арбитражного суда Свердловской области

 Цветковой Светланой Александровной.

Тема интернет-интервью:
«Кадастровая стоимость»

На вопросы также отвечали:

Беляев Константин Петрович, заместитель председателя Арбитражного суда Свердловской области

Крюков Александр Николаевич, заместитель председателя Арбитражного суда Свердловской области,
председатель коллегии по гражданским делам

Сабирова Милана Фаритовна, заместитель председателя Арбитражного суда Свердловской области, председатель коллегии по административным делам

Ведущая: Смирнова Елена Александровна (Компания ГАРАНТ-ЕКАТЕРИНБУРГ)


Ведущая: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория! Сегодня мы проводим интернет-интервью по теме: «Кадастровая стоимость». Светлана Александровна, первый вопрос к вам.  Наверное, тема выбрана не случайно. Это так?

Цветкова С.А.: Актуальность заявленной темы вызвана тем, что количество дел об установлении кадастровой стоимости равной рыночной имеет тенденцию к увеличению. Так, в 2013 г. было рассмотрено 1004 подобных дела. По состоянию на 10 февраля 2014 г. к производству уже принято 201 дело. В целях ознакомления граждан и юридических лиц со складывающейся практикой, выяснения и разрешения проблемных вопросов, связанных с установлением кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, Арбитражным судом Свердловской области в 2013 г. были проведены информационная сессия и заседание «круглого стола» с представителями государственных органов. В этом году также планируется проведение различных мероприятий на эту тему. Кроме того, мы хотим использовать интервью и для того,  чтобы проинформировать граждан и юридических лиц о складывающейся судебной практике по данному вопросу. Однако наши ответы основываются на уже имеющейся судебной практике, поэтому некоторые из них носят достаточно общий характер.

Ведущая: Хорошо, перейдем тогда к вопросам.
Возможно ли совместное рассмотрение и последующее удовлетворение требования об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка и требования о разрешения разногласий сторон договора купли-продажи (при выкупе земельного участка из публичной собственности в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ)?

Цветкова С.А.: Совместное рассмотрение таких требований возможно (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от  21.10.2011 г. № Ф09-6379/11).
Следует отметить, что в заданном вопросе говорится о требовании об оспаривании кадастровой стоимости, однако наиболее правильно требовать установления кадастровой стоимости равной рыночной, поскольку в этом случае достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания  не являются (см. постановление  Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. № 913/11).
Установление судом рыночной стоимости земельного участка – это основание для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в Государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Конечным этапом кадастровой оценки земельного участка является внесение сведений о его кадастровой стоимости в Государственный кадастр недвижимости (см. постановление  Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. № 913/11 и определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.12.2013 г. № ВАС-15534/13). При таком подходе очевидно, что на момент подачи заявления применять новую кадастровую стоимость оснований не имеется. Вместе с тем при разрешении разногласий о цене, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка, необходимо установить, соответствует ли предложенная цена продажи требованиям нормативных актов, предусматривающих порядок ее определения (см., например, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2011 г. № ВАС-15261/11). Если цена была определена с соблюдением требований законодательства, в том числе с учетом кадастровой стоимости, внесенной в Государственный кадастр недвижимости, то нарушений прав лица, заключающего договор, не допущено.

Ведущая: Не ведет ли Арбитражный суд Свердловской области переговоры с Управлением Росреестра по Свердловской области, филиалом Кадастровой палаты и другими заинтересованными лицами относительно создания возможности рассматривать иски об оспаривании кадастровой стоимости в рамках упрощенного производства?

Цветкова С.А.: Основания для рассмотрения дела в порядке упрощенного производства предусмотрены ст. 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В порядке упрощенного судопроизводства рассматриваются дела, которые включены в перечень дел, подлежащих рассмотрению в порядке такого производства. При чем согласия сторон на подобное рассмотрение дела не требуется. Дела об установлении кадастровой стоимости равной рыночной в данный перечень не внесены. В то же время дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного производства, если стороны на это согласны. Это может быть сделано путем заявления истцом соответствующего ходатайства и выражения согласия на это ответчика либо выражения согласия обеих сторон на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства, предложенное арбитражным судом. Такое согласие должно быть очевидным, например, следовать из письменного либо зафиксированного в протоколе заявления стороны. Вместе с тем если по делу необходимо назначить экспертизу, то это  является основанием для рассмотрения дела по общим правилам искового производства.


Ведущая: Считается ли обоснованным подход, в соответствии с которым установленная судебным актом кадастровая (рыночная) стоимость земельного участка должна применяться в том же временном периоде, что и нормативный правовой акт, которым оспариваемая кадастровая стоимость утверждена (например, применительно к постановлению Правительства Свердловской области № 695-ПП в период с 2012 по 2013 г. включительно)?

Крюков А.Н.: Нет, такой подход не соответствует положениям действующего законодательства. В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. При этом в силу ст. 24. 20 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в Государственный кадастр недвижимости. Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что кадастровая стоимость земельного участка, установленная на основании решения арбитражного суда  в размере рыночной стоимости, подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в течение всего периода нахождения сведений о ней в Государственном кадастре недвижимости. В силу ч. 8 ст. 24. 19 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Порядок внесения новых сведений в Государственный кадастр недвижимости установлен ст. 24. 17-24. 18 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации.
Примечание: см. также постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26.06.2013 г.  № Ф09-5570/2013, от 13.03.2013 г. № Ф09-3710/2012 Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.12.2013 г.  № ВАС-15534/13.

Ведущая: Начали ли появляться в Арбитражном суде Свердловской области иски об оспаривании кадастровой стоимости объектов капитального строительства. Есть ли в настоящее время решения судов по таким искам?

Крюков А.Н.: В настоящее время информация о наличии в производстве Арбитражного суда Свердловской области дел об оспаривании кадастровой стоимости объектов капитального строительства, предприятий, зданий, сооружений отсутствует.

Ведущая: Можно ли в 2014 г. оспорить кадастровую стоимость, установленную на 01.01.2010 г.? Или срок исковой давности, три года, истек?

Крюков А.Н.: Право предъявить в 2014 г. иск о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на указанную дату безусловно имеется, если сведения о кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2010 г., содержатся в Государственном кадастре недвижимости. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Согласно ч. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Подчеркнем, что при предъявлении иска об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости сама по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются (постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 26.06.2011 г. № 913/11). С учетом изложенного начало течения срока исковой давности по иску о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости следует связывать с моментом, когда заинтересованному лицу стало известно, что кадастровая стоимость земельного участка, определенная методом массовой оценки, не соответствует его рыночной стоимости, определённой по результатам индивидуальной оценки. 

Ведущая: постановлением Правительства Свердловской области от 14.06.2012 г. № 648-ПП внесены изменения в постановление Правительства Свердловской области от 07.06.2011 г. № 695-ПП (кадастровая стоимость). В связи с этим возникают следующие вопросы:
1) с какой даты считать установленной кадастровую стоимость земельных участков на территории Свердловской области в случае обжалования кадастровой стоимости земельного участка и признания её равной рыночной;
2) на какую дату составлять отчёт об оценке?

Крюков А.Н.: В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 г. №1076/11, рыночная стоимость, которая подлежит внесению в Государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату. Именно поэтому ст. 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Таким образом, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать его рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 № 382 «Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости»). В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.

Ведущая: Если в суд не представлен отчет о рыночной стоимости земельного участка, признает ли он кадастровую стоимость земли недействительной? Если нет, то в каком размере устанавливается ее кадастровая стоимость?

Крюков А.Н.: Поскольку требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с его рыночной стоимостью рассматривается судом в исковом порядке, то именно истец в силу требований ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать те обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований. При этом в соответствии со ст. 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами. Порядок установления рыночной и кадастровой стоимости земельного участка определен ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, по которой рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности» (п. 1 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации). В силу ч. 8 ст. 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. При этом согласно ст. 3 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости. В соответствии с ч. 11 ст. 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются в числе прочих документов:
отчет, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
С учетом изложенного допустимым доказательством рыночной стоимости земельного участка является отчет независимого оценщика о рыночной стоимости соответствующего земельного участка, достоверность которого подтверждена экспертным заключением. В случае непредставления указанного допустимого доказательства, подтверждающего рыночную стоимость земельного участка, у суда не будет оснований для удовлетворения иска о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Примечание: См. постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 07.02.2013 г. № Ф09-12428/12)

Ведущая: Далее идет серия вопросов, касающихся дат применения новой кадастровой стоимости, установленной по решению суда.

1. Каков порядок исчисления земельного налога за 2013 г. при установлении кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2010 г. равной рыночной, установленной решением суда, вынесенным в июне 2013 г. и вступившим в законную силу в июле 2013 г.:
- при исчислении земельного налога за 2013 г. в отношении указанного земельного участка за период с января 2013 г. по июль 2013 г. подлежит применению его кадастровая стоимость, утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 г. № 695-ПП, а с июля 2013 г. по 31 декабря 2013 г. – кадастровая стоимость, установленная решением суда;
- при исчислении земельного налога за 2013 г. в отношении земельного участка с января 2013 г. подлежит применению кадастровая стоимость, установленная решением суда (письма Министерства финансов РФ от 16.07.2013 г. №03-05-04-02/27809, от 05.09.2013 г. №03-05-05-02/36540, письмо ФНС от 19.07.2013 г. №БС-4-11/13149);
- при исчислении земельного налога за 2013 г. в отношении указанного земельного участка за период с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2013 г. подлежит применению его кадастровая стоимость, утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 г. № 695-ПП, а кадастровая стоимость, установленная решением суда, будет применяться только при исчислении земельного налога за 2014 год?
Подлежат ли при этом применению письма Министерства финансов РФ от 16.07.2013 г. №03-05-04-02/27809, от 05.09.2013 г. №03-05-05-02/36540, письмо ФНС от 19.07.2013 г. №БС-4-11/13149?

2. В настоящий момент складывается судебная практика, по которой в случае оспаривания кадастровой стоимости земельного участка новая стоимость может применяться для целей налогообложения с момента вступления в законную силу соответствующего судебного акта. Не является ли такой подход небезупречным? Налогоплательщик, обращаясь в суд, сообщает ему о нарушении своих прав. Но юрисдикционный орган не может мгновенно рассмотреть его требование. Соответственно, как минимум, в ходе рассмотрения дела налоговая обязанность будет сохраняться в необоснованно завышенном размере. Возможно ли для решения данной проблемы использовать какие-либо меры обеспечения?

3. Если кадастровая стоимость установлена судом в середине налогового периода, может ли она применяться к исчислению налога в оставшееся время, либо за весь год должна применяться кадастровая стоимость, установленная на 1 января. Если из удельного показателя стоимость получается меньше, чем установленная в приказе (таблице) МУГИСО, какая стоимость подлежит применению при исчислении земельного налога?

4.  В феврале 2013 г. вступил в силу судебный акт Арбитражного суда Свердловской области об удовлетворении требования о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на января 2010 г. Налоговая инспекция считает, что новая ставка налога на землю будет рассчитываться начиная с февраля 2013 г. Мы считаем, что перерасчету подлежит налог за 2011 и 2012 гг. Как такие споры с налоговыми органами рассматриваются арбитражным судом?

5. 11 декабря 2012 г. Арбитражным судом Свердловской области принято решение о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости с 1 января 2010 г. Решение вступило в законную силу 11 января 2013 г.
А) Возможно ли требовать перерасчёта налога на землю за 2012 г. на основании данного судебного акта?
Б) Судья Ванин принял ряд решений, в которых в резулятивной части отдельно подчеркнул, что изменение кадастровой стоимости земли для налоговых органов имеет силу только с момента вступления в силу решения суда, несмотря на то что стоимость участка признана рыночной с 1 января 2010 г. Есть ли практика по обжалованию таких его решений?

Сабирова М.Ф.: Да, эти вопросы касаются  даты, с которой подлежит применению в целях налогообложения установленная судом  кадастровая стоимость земельного участка.
К ответу А.Н. Крюкова о том, что не является обоснованным подход, в соответствии с которым установленная судебным актом кадастровая (рыночная) стоимость земельного участка должна применяться в том же временном периоде, что и нормативный правовой акт, которым оспариваемая кадастровая стоимость утверждена, добавим следующее.
Фактически одним из наиболее задаваемых является вопрос о том, распространяются ли на ранее возникшие правоотношения правовые последствия судебного решения об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной. До последнего времени ответ на этот вопрос был неоднозначным. Сегодня можно говорить о наметившемся в судебной практике подходе, который представляется верным и обоснованным: кадастровая стоимость, установленная в решении суда, должна применяться с момента вступления решения в законную силу и внесения необходимых изменений в Государственный кадастр недвижимости. Изложенная точка зрения соответствует п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Данный подход является законным, поскольку посредством судебной процедуры реализуется право истца на пересмотр кадастровой стоимости. Следовательно, именно с момента вступления решения суда в законную силу и возникают правовые последствия в виде обязанности органов кадастрового учета внести соответствующие изменения в Государственный кадастр недвижимости.

Ведущая:  Возможно ли по аналогии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.11.2012 № 7701/12, в связи с изменением в течение налогового периода кадастровой стоимости после вступления в силу судебного акта о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости исчисление земельного налога с применением коэффициента, аналогичного коэффициенту, определяемому в порядке, установленном в п. 7 ст. 396 Кодекса, в отношении кадастровой стоимости земельного участка, установленной судебным актом?

Сабирова М.Ф.: Правовое значение решения суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной цене указано в ответе выше. В данном случае представляется, что основания для использования аналогии, отсутствуют.

Ведущая: Является ли приказ МУГИСО от 20.12.2013 г. № 3106 нормативным актом?
1) Если да, то верно ли, что согласно п. 1 ст. 97 Закона Свердловской области от 10.03.1999 г. № 4-ОЗ «О правовых актах в Свердловской области» за неуказанием иного он вступил в силу 4 января 2014 г.? А значит, земельный налог за 2014 г. исчисляется по старой стоимости, а с 2015 г. подлежит применению стоимость, установленная приказом?
2) Если приказ является ненормативным актом, соответствуют ли требованиям Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации действия МУГИСО по установлению кадастровой стоимости земель в конце 2013 г.?
В частности, приказ МУГИСО принят 20 декабря. Пример из жизни: предприятие отсудилось в 2013 г. и запланировало налог исходя из стоимости земли, определенной судом. На 1 января 2014 г. оно получило выписку из кадастра с этой стоимостью. И вдруг узнает, что налог будет выше более чем в два раза. Пока суд да дело, потерян налоговый период.

Сабирова М.Ф.: Согласно п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 г. № 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ, Кодекс) рассматриваются дела об оспаривании актов, принятых органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы. Положения нормативного характера могут быть включены в утвержденные нормативным правовым актом приложения. В связи с этим при определении юридической природы оспариваемого акта арбитражным судам надлежит исходить из оценки его содержания.
Приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 20.12.2013 г. № 3106 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования город Нижний Тагил» не был предметом судебного разбирательства. Консультаций по конкретным правовым вопросам в формате интернет-конференции арбитражный суд не дает.
Необходимо учитывать следующее. Согласно ч. 1 ст. 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе принципа состязательности. В соответствии с правовой позицией, содержащейся в п. 1.2 названного постановления Пленума, решения уполномоченного органа государственной власти в области государственного регулирования тарифов, иного органа, осуществляющего публичные полномочия, об утверждении индивидуальных тарифов для конкретных субъектов или касающиеся конкретных объектов, а также содержащие иные конкретные параметры, не являются нормативными правовыми актами. При этом нужно учитывать положения ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, а также то, что обращение с иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости является правом, а не обязанностью лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

Ведущая: Приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 г. № 32 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург» до изменений, внесенных 6 мая 2013 г.  предусматривал в п. 2, что для целей налогообложения данные кадастровой оценки применяются с 1 января 2014 г. Этот пункт утратил силу после внесения в приказ изменений. Означает ли это, что указанную кадастровую стоимость можно применять начиная с 1 января 2013 г? Были ли решения по этому вопросу?

Сабирова М.Ф.: Согласно Уставу Свердловской области (принят Областным законом от 05.12.1994 г. № 13-ОЗ) правовые акты областных и территориальных исполнительных органов государственной власти Свердловской области нормативного характера вступают в силу по истечении семи дней со дня их официального опубликования, если в них не установлены иные сроки вступления в силу. Официальные источники опубликования: «Областная газета», «Собрание законодательства Свердловской области», с 12.11.2013 г. - также «Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru)».
Относительно изменений,  внесенных в соответствующий акт, действует аналогичное правило.

Ведущая: Как решается спор между юридическими лицами и налоговыми органами, если налоги уплачиваются исходя из рыночной стоимости земельного участка, а не его кадастровой стоимости, установленной в постановлении Правительства Свердловской области от 07.06.2011 г. № 695-ПП?

Сабирова М.Ф.: В ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
При решении конкретного спора необходимо учитывать следующее.
В ст. 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права. Таким образом, спор между юридическим лицом и налоговым органом рассматривается с учетом фактических обстоятельств дела в соответствии с действующим законодательством.

Ведущая: С какого времени надлежит использовать кадастровую стоимость, утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 г. № 695-ПП?  С начала 2010 г.,  когда оценка была произведена, или с начала 2012 г., так как согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в части налогообложения применяются не ранее первого числа налогового периода, следующего после даты принятия такого акта?

Сабирова М.Ф.: Постановления Правительства Свердловской области, в частности от 07.06.2011 г. № 695-ПП, принимаются не только в целях налогообложения.
Согласно Федеральному закону от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ, Уставу Свердловской области (принят Областным законом от 05.12.1994 г. № 13-ОЗ), п. 1 ст. 93, п. 1 ст. 94 Областного закона от 10.03.1999 г. № 4-ОЗ (ред. от 29.10.2013 г.) постановления Правительства Свердловской области нормативного характера вступают в силу по истечении семи дней после их официального опубликования, если в них не установлены иные сроки вступления в силу.
Первоначальный текст постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011  695-ПП (в ред. от 27.12.2013 г.) «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области» был опубликован в Областной газете 15 июня 2011 г. Таким образом, поскольку в нем не указано иное, постановление действует с 23 июня 2011 г. Изменения, внесенные в него постановлением Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. № 1616-ПП, вступили в силу со дня их официального опубликования в «Областной газете» т.е. 31 декабря 2013 г.
Вместе с тем в контексте заданного вопроса следует обратиться к ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу (ч. 3 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации). Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Положения, предусмотренные ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Ведущая: При подаче исков об оспаривании кадастровой стоимости данные споры рассматриваются как споры имущественного или неимущественного характера? Если как имущественные, то из какой стоимости (кадастровой или рыночной) земельного участка исчисляется сумма государственной пошлины?

Сабирова М.Ф.: Споры данной категории относятся к спорам неимущественного характера. Размер госпошлины определяется в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Ведущая: В случае оспаривания в арбитражный суд решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости и признания судом решения комиссии недействительным с какого периода подлежит применению кадастровая стоимость, указанная при обращении в комиссию в заявлении о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости?

Беляев К.П.: В настоящее время сложилась устойчивая судебная практика, касающаяся определения момента, с которого применяется установленная судом новая кадастровая стоимость земельного участка, равная его рыночной стоимости, при обращении заинтересованных лиц в суд с таким требованием, предъявленным к органу кадастрового учета и рассматриваемым судом по общим правилам искового производства. Такая новая кадастровая стоимость подлежит применению с момента вступления в законную силу судебного акта, которым она была установлена. Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости должно являться для органа кадастрового учета основанием внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в Государственный кадастр недвижимости. То обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости (см. постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 г. №10761/11).
 Что касается оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее-комиссия), предусмотренного ст. 24.19 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее-Закона об оценочной деятельности), то ст. 24.20 этого же Закона предусмотрен порядок внесения результатов определения кадастровой стоимости в Государственный кадастр недвижимости после рассмотрения данного спора. Сложившейся судебной практики по оспариванию решений комиссии в арбитражном суде на данный момент нет, поскольку таких обращений единицы. Тем не менее представляется, что в любом случае действуют правила ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности: сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в Государственный кадастр недвижимости.

Ведущая: Какие иски чаще всего подаются при оспаривании кадастровой стоимости земельных участков:
1) о признании кадастровой стоимости недостоверной;
2) о признании недействительным нормативного акта субъекта Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости?

Беляев К.П.: Абсолютное большинство поступающих в суд исков, касающихся пересмотра кадастровой стоимости, иски, имеющие своим предметом требование об установлении (признании) кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на определенную дату.
В постановлении от 25.06.2013 г. №10761/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что установление рыночной стоимости объекта в результате его индивидуальной оценки, и внесение ее в Государственный кадастр в качестве его кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в Государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки. Именно поэтому ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости его рыночная стоимость должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются.
На этом вопросы исчерпаны. Я благодарю Светлану Александровну,  Милану Фаритовну, Александра Николаевича и Константина Петровича за подробные ответы, а интернет-аудиторию - за присланные вопросы. До следующих встреч на эту и другие актуальные темы!

 

Вверх

Компания-разработчик системы ГАРАНТ:


Что можно сделать:

Задать вопрос

специалисту Горячей линии
специалисту Технической поддержки
эксперту-аудитору

Зарегистрироваться

на Всероссийский онлайн-семинар
 
Заказать документ
Получить Сертификат профессионального пользователя
Пригласить специалиста для демонстрации услуг компании
Найти работу в компании
Оставить отзыв
заказать прайс-лист


Поиск по сайту


Найти




Текущий мониторинг

Сегодня 21 августа 2018 г.

Документы:

Российская Федерация

Свердловская область 29.06.13

Судебная практика:

АРХИВ МОНИТОРИНГА

Кому, на Ваш взгляд, более интересен диск Энциклопедия Российского законодательства

студенты
преподаватели
любые специалисты

     Свой вариант



Ответить  Результаты